Вступить в Клуб Войти
Введите логин
Введите пароль
напомнить пароль

Очередное заседание

30.05.2006

30 мая 2006 года в ресторане отеля «Братья Карамазовы» состоялось очередное заседание клуба директоров по ИТ предприятий Северо-Западного региона – SPb CIO Club.



В первые в практике работы российских клубов заседание было проведено в формате телемоста между ИТ клубами Москвы и Санкт-Петербурга. Одновременно в двух городах было запланировано очередное заседание клубов. Была проведена работа по подготовке оборудования, каналов связи и согласована тематика. Большая организационная работа прошла успешно. Темой совместного заседания стала «Видеоконференцсвязь в корпоративном секторе». Соорганизатором данного заседания стала компания «Бизнес-медиа». 

После вступительной речи координаторов клуба первым выступил директор «Бизнес-Медиа» Давыдов С.Г. Он представил презентацию «Новости и новинки рынка видеоконференцсвязи. Перспективные технологии и новые области применения видеоконференций». Целью этого моста было не только провести единое заседание, увидеть знакомые лица, но и «воочию» убедиться какое качество видеоконференцсвязи позволяют получить предлагаемые на рынке решения. Организованная видеоконференция произвела на всех присутствующих сильное впечатление, т.к. у большинства возникло ощущение «присутствия» московских коллег в питерском клубе. В рамках видеоконференции директор компании «Бизнес медиа» рассказал о возможностях использования в бизнесе, новинках и перспективах видеоконференций. Видеоконференции позволяют повысить эффективность совместной работы и улучшить взаимодействие персонала не только внутри компании, но и с ее клиентами и бизнес партнерами,  что в перспективе может заменить личные встречи и совещания. С помощью видеоконференций можно проводить оперативные совещания, выполнять экспертизы сложных проектов, интерактивно общаться с бизнес партнерами и клиентами для разрешения возникающих ситуаций, проводить презентации бизнес проектов, дистанционно подбирать, обучать, тестировать и аттестовать персонал. Докладчик рассказал о новинках от ведущих мировых производителей в области HDF (видео высокого разрешения), персональных терминалов ВКС (совмещенная с ЖК монитором hi-end система для рабочего стола), видеосерверов. В ближайшем будущем на рынке оборудования для видеоконференций нас ждет еще большее доминирование IP-технологий, улучшение качества изображения и звука, повсеместная поддержка протокола SIP и переход к внедрению видеоконференцсвязи на каждом рабочем месте.

В качестве оппонента первому докладчику выступил Павел Пестряков, технический директор компании ИНКОМ. В своей презентации он отразил, почему его компания не использует видеоконференцсвязь в своих бизнес-процессах. В число проблем использования вошли такие как: нет устойчивого канала связи, дорогое обслуживание каналов, сложности в интеграции, нет эффекта присутствия и самое главное, по его мнению, является то, что видеоконференцсвязь не заменяет личного общения.

После докладов был объявлен перерыв, в течение которого завязалась оживленная дискуссия о проблемах использования видеоконференцсвязи. Для кого-то из членов клубов данный вопрос не может быть решен по причине плохих каналов, кому-то трудно решить организационные вопросы. Но к единому мнению пришли практически все: данная технология хоть и не нова, но еще мало кем используется по причине малой информированности о ее возможностях для бизнеса. Наиболее часто ее применение можно встретить в образовательной сфере, в проведении ПиАрных разовых мероприятиях и т.п. Для бизнес задач видеоконференцсвязь не является приоритетной, и поэтому ИТ-директора не придают должного внимания данной технологии. ИТ-провайдерам требуется больше проводить информационных мероприятий и пилотных проектов, для того чтобы руководители ИТ-служб могли наиболее качественно предлагать своему бизнесу к использованию данную технологию.

После отключению телемоста, заседание Питерского клуба продолжилось. Вторая часть заседания была посвящена выступлению ИТ директора Форд Мотор Компании Игоря Ковалева «Взаимодействие с бизнесом в течение жизненного цикла системы». ИТ-директор, как руководитель,  должен заниматься не только разработкой внутренних регламентов работы отдела, но регламентами взаимодействия с внешними клиентами, в качестве которых выступают все остальные отделы компании. Жизненный цикл программного обеспечения - совокупность процессов, действий и задач, которые осуществляются в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения его использования. Существует целый ряд стандартов, регламентирующих жизненный цикл программного обеспечения, а в некоторых случаях и процессы разработки: ГОСТ 34.601-90, ISO 15288  (пришедший на смену ISO 12207), Custom Development Method,Rational Unified Process (RUP), Microsoft Solution Framework, Extreme Programming и другие. Существует также три модели жизненного цикла системы: каскадная, поэтапная с промежуточным контролем и спиральная модель. Основными проблемами взаимодействия с клиентами в течение жизненного цикла системы являются: нечеткость целей, достигаемых автоматизацией, нечеткая постанова задачи, недостаточное участие отделов при выработке требований к ПО, «перетягивание одеяла на себя» - отдел пытается в системе получить функции, отличные от выполняемых им в компании, «противоречивые требования» - два отдела выдвигают противоречивые требования к системе, недостаточное тестирование перед вводом системы в эксплуатацию и другие. Решение этих проблем ложится на плечи ИТ директора. Докладчик рассказал о том, как решаются эти проблемы на практике в его компании.

Для исключения «нечейной» ответственности у каждой системы (объекта системы) есть два владельца, со стороны бизнеса и со стороны ИТ. Причем в разработке системы участвуют два системных аналитика от каждой из сторон, от успешного взаимодействия которых зависит успех задачи автоматизации. Задача на разработку системы ставится бизнес-аналитиком (требование к ПО), а системный аналитик отдела ИС на основании требований готовит решение задачи путем доработки системы или в рамках текущего функционала. В результате совместной работы ИТ и бизнес специалистов появляется конечная спецификация (требование к ПО). На основании требований к программному обеспечению вырабатывается архитектура системы и даются задания на разработку программистам для кодирования. После разработки каждая система проходит сертификацию. Для этого выполняется описание системы (составляется блок-схема программного обеспечения и автоматизируемого бизнес-процесса) и выполняется проверки системы: выполнение контрольных примеров, проверка на соответствие декларируемому функционалу и  нагрузочное тестирование. Перед вводом в эксплуатацию определяется приоритет системы (важность для работы компании) по которому определяется время восстановления работы системы. Описываются и действия ИТ отдела по восстановлению работы системы. Причем подобный план действий должен существовать и бизнес владельцев без системы, т.е. описание того как они будут выполнять свои функции без информационной системы. Разграничение доступа в системе должно выполняться через роли. Причем нужно исключать ситуации концентрации прав у одного пользователя и выполнять периодический контроль прав (соответствие должностным обязанностям). При внесении изменений в систему проверяется их адекватность существующим бизнес-процессам, выполняются перекрестные проверки с участием всех сторон, которых затрагивают эти изменения, а так же проверяется адекватность затрат на изменения в ПО (соответствие затрат и результата).

Участники заседания, особенно российских компаний, задумались о том как в их компаниях организовать подобное четкое взаимодействие с клиентами, поэтому доклад вызвал бурное обсуждение в клубе, которое как обычно перешло в кулуары.


Участниками клуба являются более 150 руководителей ИТ-служб известных предприятий города. Приглашаем всех заинтересованных профессионалов вступить в клуб и принять в его работе активное участие. Ждем Ваших вопросов и предложений по адресуbelousov@spbcioclub.ru или на сайте клуба www.spbcioclub.ru 

Поддержку клуба осуществляют компании: Microsoft, 1С, APC, Тринити и маркетинговое агентство «Форт-Росс».

Фоторепортаж

Другие публикации