Вступить в Клуб Войти
Введите логин
Введите пароль
напомнить пароль

Встреча “SPb CIO Club”: эксперимент с «красными бусами» по Демингу

31.07.2011
В конце прошлой недели петербургский клуб ИТ-директоров (“SPb CIO Club”) провел очередное заседание в формате «Без Галстуков», посвященное на этот раз деловой игре по мотивам эксперимента Эдварда Деминга с «красными бусами». Игру вел руководитель проектов ООО «Антел» Руслан Шарипов, он же сделал доклад-презентацию по учению Деминга об управлении качеством, главный постулат которого звучит следующим образом: «В 98 % всех проблем на предприятии виновата система, и только в 2 % – конкретные исполнители».
В начале встречи слово взял член правления клуба “SPb CIO Club”, начальник управления информационных технологий и телекоммуникаций ОАО «Светлана» Сергей Горшенин, объявивший о начале традиционной встречи клуба «Без Галстуков». Как было заявлено, встреча должна была состоять из двух частей. В первой части прозвучали самопрезентации членов “SPb CIO Club”: руководителя ИТ-подразделения ГК «Автопремиум» Юрия Резвова и начальника управления ИТ ООО «Альстром Атомэнергомаш» Романа Комарова. Во второй части Руслан Шарипов рассказал членам клуба об Эдварде Деминге и его учении, а также провел эксперимент с «красными бусинами».
Для начала г-н Шарипов рассказал членам клуба об Эдварде Деминге – известном американском экономисте, авторе ряда значимых работ в области управления качеством, в том числе знаменитой книги «Выход из кризиса». Деминга считают одним из создателей «японского чуда», основоположником процесса возрождения японской экономики в послевоенные годы. В частности, Деминг утверждал, что «в 98 % всех проблем на предприятии виновата система, и только в 2 % – конкретные исполнители». Данный постулат демонстрировался им на знаменитых «трехдневных семинарах» в ходе игр с «красными бусинами».
По правилам игры из аудитории приглашаются 6 «рабочих», 2 «младших инспектора», один «старший инспектор», а также один «регистратор».
«Рабочие» должны извлекать содержимое: по 50 бусинок за один раз из емкости с белыми и красными бусинами, пользуясь специальной лопаткой с 50 отверстиями. Белые бусины символизируют хороший продукт, приемлемый для потребителя, а красные бусины – неприемлемый. Ведущий игры в роли «мастера на производстве» комментирует весь процесс выборки, а также резюмирует подсчет красных и белых бусин в выборке «инспекторами»: «старший инспектор» проверяет правильность подсчетов «младших инспекторов» и сообщает результат «регистратору», который записывает его для всеобщего обозрения.
«Игра очень наглядно иллюстрирует принципы Деминга, – комментирует Руслан Шарипов, – и поэтому участие в ней окажет заметную пользу для членов клуба. Принцип игры заключается в том, что в существующей системе большинство просчетов и неудач связываются с конкретными исполнителями, то есть происходит банальный поиск «крайнего». Но мало кто задумывается о том, насколько может оказаться виновата сама система и ее руководство».
Как становится очевидно и как показал опыт с «красными бусинами» на примере членов клуба “SPb CIO Club”, в случае если в саму систему заложен выпуск бракованной продукции, то ее появление будет неотвратимо. Красные бусинки появлялись в выборке каждого из участников, независимо от его воли, причем всякий раз у каждого оно разнилось: от 4 до 15 бусин.
Игра на заседании клуба 28 июля прошла в 2 раунда, в каждом из которых «рабочие» провели по 4 «рабочих смены».
Перед вторым раундом участниками было принято спонтанное решение ограничить игровой процесс во времени. Теперь у каждого из «рабочих» на взятие выборки было всего 15 секунд, столько же времени было у «инспекторов» на определение количества «бракованной продукции». Теперь «рабочие смены» уменьшились во времени, и «руководство компании» смогло на этом экономить, хотя среднее количество «брака» все равно осталось прежним.
Руслан Шарипов, подводя общую черту под игровым процессом, заметил, что большинство игроков отлично справились со своими ролями, но если рассматривать только рамки игры, то в них каждому «работнику» грозило бы немедленное увольнение всякий раз, когда количество красных бусин в его выборке превышало 5-6 штук.
В то же время известно, что число красных бусин составляло одну четвертую от их общего числа, поэтому среднее количество красных бусин в выборке равнялось десяти – и в этом участники игры не могли быть виноваты. Система игры сама несла в себе досадные «проколы», поэтому на заседании клуба действо с «красными бусинами» все-таки чаще называли экспериментом, нежели игрой.
«Предложенная нам система, несомненно, руководит всем игровым процессом, – прокомментировал Сергей Горшенин эксперимент Деминга, – однако смею предположить, что в некоторых моментах влиять на нее все-таки можно. Так, например, введение временного ограничения в 15 секунд произвело унификацию такого процесса, как извлечение «продукции». Участники делали намного меньше лишних движений, и, даже если допустить, что на механизм игры это не особо повлияло, сам факт того, что не пришлось бегать за разлетающимися налево и направо бусинами, кое о чем уже может говорить».
Так или иначе, но даже в игре, где победителей быть не могло из-за каверз господствующей над правилами игры системы, они все-таки нашлись. За активность, аккуратность и взвешенность игрового подхода были награждены руководитель направления развития информационных систем ЗАО «АЭМ-технологии» Инна Сенчугова, заместитель генерального директора по автоматизации компании «Тринити» Игорь Мялковский и начальник отдела корпоративных информационных систем ОАО «Невская Косметика» Андрей Петров.
И хотя лозунгом игры с «красными бусинами» была цитата Деминга: «Совершенствоваться не обязательно. Выживание – дело добровольное», автор отмечает – налицо было желание каждого из участников стать лучшим.

Другие публикации