Вступить в Клуб Войти
Введите логин
Введите пароль
напомнить пароль

Вакансии в ИТ: насущные нужды и реальное предложение

25.01.2012

Кадровые потребности российского ИТ-рынка очень неоднородны. Командиров больше, чем исполнителей. Кандидатов в менеджеры избыток, а на должности технических специалистов – недостаток. В результате работодатель выбирает топ-менеджмент, а средняя прослойка выбирает работодателя.

Ситуация сравнима с прошлогодней, но причины изменились. Что касается «технарей», то еще год назад большинство экспертов рынка считали главной причиной дефицита отсутствие прикладных дисциплин, практики во время обучения. «По окончании высших учебных заведений молодые специалисты не готовы сразу же приступить к решению большинства задач, которые на них возлагаются руководством коммерческих компаний», – транслирует распространенное мнение Алексей Ефимов, руководитель отдела ИТ компании "Ягуар Ленд Ровер".

Но постепенно формируется иной взгляд на ситуацию. Павел Баскаков, руководитель департамента информационных технологий компании RosLogistics, считает, что качество образования находится на среднем уровне: «Высокая востребованность ИТ-специалистов приводит к тому, что студенты сильных вузов разбираются на раннем этапе наиболее успешными компаниями. В последний год обучения такие студенты получают необходимые знания в этих организациях и по окончании учебы готовы к работе. Оставшаяся (большая) часть специалистов приобретает специализацию после окончания учебного заведения. Это поздно, и многое зависит от первого места работы, от уровня развития компании-работодателя. Рецепт успеха нынешнего студента в знании языка, специализации на популярном или инфраструктурном ПО (SAP или Cisco) или специализации на направлении, входящем в модный тренд (мобильные приложения, стартапы и web-проекты)».

Директор отдела информационных технологий компании "Ланч" Максим Шарапов тоже оптимистичен в оценке ситуации. «Я считаю, что образование является удовлетворительным для формирования базового уровня специалиста, которому затем необходимо получить дополнительные узкоспециальные знания. ИТ – быстроизменяющаяся отрасль, и наша система обучения серьезно отстает от настоящего, а в будущее вообще не заглядывает. Однако сейчас в интернете представлено большое количество материалов по разнообразным ИТ-дисциплинам, в частности курсы Стендфордского университета. Поэтому студент может компенсировать некоторые пробелы самостоятельно», – приводит он пример.

Интеграторы тоже смотрят в будущее с оптимизмом. В компании "BDO в России" отмечают, что вузы стараются идти в ногу со временем. «Сейчас к нам приходят более подготовленные кандидаты, даже если у них нет опыта работы. При крупных государственных вузах создаются учебные центры, направленные на удовлетворение потребности рынка ИТ, есть специализированные кафедры, например от SAP», – говорит представитель BDO. Эксперты Softline Venture Partners также видят изменение качества образования в лучшую сторону. В целом оно еще невысокое, однако его уровень растет, так как восприятие ИТ в вузах поменялось от сегмента, обслуживающего прикладную математику (кодирование готовых решений научных задач для расчета их машиной), до самостоятельной отрасли.

Тенденцию комментирует представитель образовательной системы. «Технических специалистов, программистов в России готовят на неплохом международном уровне и в достаточном количестве. Другое дело, что зачастую их не хватает по той причине, что зарубежная компания уже заплатила им больше, чем хотели бы заплатить мы, и они работают на Западе», – считает заместитель директора Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО, член Правления “SPb CIO Club” Дмитрий Трутнев.

Но остается пласт специалистов, качество подготовки которых еще очень сильно «хромает». По словам Дмитрия Трутнева, мировая практика четко разделяет ИТ-сотрудников на «ремесленников» (технических специалистов, программистов) и «управленцев» (CIO, руководителей ИТ-проектов, аудиторов ИС). «ИТ-управленцев в России почти не готовят или готовят плохо, так как спрос со стороны работодателей касается в основном людей со стажем, и вузы этот спрос еще не почувствовали. Одной из программ, пытающейся дать необходимые компетенции, является магистерская программа «Управление государственными информационными системами» в НИУ ИТМО, но одна группа в год погоды на рынке не делает», – объясняет Дмитрий Трутнев.

Навыки, которые требует рынок

По его мнению, у CIO должны быть следующие компетенции, которые почти или вовсе не дают в отечественных вузах: архитектура предприятий, e-Governance, инвестиционное планирование, управление ИТ-проектами, оценка производительности ИТ-активов, стратегическое планирование ИТ-ресурсов, управление рисками и изменениями, лидерство, навыки на стыке ИТ и менеджмента. «Однако мало кто из работодателей говорит об этих компетенциях, но все требуют опыта работы в компании с сопоставимым числом сотрудников и оборотом. При этом никто не интересуется достигнутыми в предыдущей компании результатами работы специалиста», – говорит Дмитрий Трутнев.

У технических специальностей тоже есть «дыры». «Если говорить про программистов, – комментирует старший консультант по подбору персонала направления ИТ компании Kelly Services Сергей Минаев, – компаниям в первую очередь важны технологии, которыми владеет программист. Не секрет, что технологии быстро идут вперед, и специалисту по COBOL или FoxPro найти хорошее место сложнее, чем специалистам по Java или Oracle. Тем более что в данный момент на рынке есть непокрытая потребность в программистах, владеющих Java и АВАР».

Ольга Новикова, руководитель группы по подбору персонала в ИТ, телекоммуникациях и автоматизации компании АНКОР, отмечает, что на рынке существует потребность не только в программистах на С++, Java, но и в специалистах под web-разработку. «Компаниям нужны разработчики Java/Objectiv C (самые востребованные), Python/Django, Javascript/Jquery, а также PHP», – уточняет она.

Самые популярные языки программирования

 

Позиция (январь 2012 года)

 

 

Позиция (январь 2011 года)

 

 

Язык программирования

 

 

Доля рынка

 

 

1

 

 

1

 

 

Java

 

 

17,5%

 

 

2

 

 

2

 

 

С

 

 

17%

 

 

3

 

 

6

 

 

С#

 

 

8,8%

 

 

4

 

 

3

 

 

С++

 

 

8,1%

 

 

5

 

 

8

 

 

Objective-C

 

 

7%

 

 

6

 

 

4

 

 

PHP

 

 

5,7%

 

 

7

 

 

7

 

 

(Visual) Basic

 

 

4,5%

 

 

8

 

 

5

 

 

Python

 

 

3,2%

 

 

9

 

 

9

 

 

Perl

 

 

2,8%

 

 

10

 

 

11

 

 

JavaScript

 

 

2,3%

 

 

11

 

 

12

 

 

Delphi/Object Pascal

 

 

1,6%

 

 

12

 

 

10

 

 

Ruby

 

 

1,4%

 

 

13

 

 

13

 

 

Lisp

 

 

1,1%

 

 

14

 

 

14

 

 

Pascal

 

 

0,8%

 

 

15

 

 

17

 

 

Transact-SQL

 

 

0,8%

 

 

16

 

 

24

 

 

PL/SQL

 

 

0,7%

 

 

17

 

 

20

 

 

Ada

 

 

0,6%

 

 

18

 

 

39

 

 

Logo

 

 

0,6%

 

 

19

 

 

25

 

 

R

 

 

0,6%

 

 

20

 

 

21

 

 

Lua

 

 

0,6%

 

Источник: TIOBE Software, 2011

Кроме того, сегодня делается акцент на коммуникативных возможностях. «Важна мобильность специалиста. Чем она выше, тем проще ему найти интересный проект», – продолжает Сергей Минаев. У многих крупных производителей ПО есть центры разработок, куда они вывозят талантливых сотрудников . И, конечно, важно владение иностранными языками. «Для того чтобы получить работу в международном проекте, необходимо сносно говорить на английском (хотя бы по своей теме)», – говорит Сергей Минаев.

В поисках работы

По мнению Алексея Ефимова, максимум, на что может рассчитывать студент сразу же после вуза – это работа в службе техподдержки пользователей. «Как правило, лучше всего устраиваются молодые специалисты, уже во время учебы начавшие работать по выбранной специальности. Остальным же после окончания института требуется еще около двух-трех лет, чтобы приобрести требуемые навыки и опыт», – уверен он.

Как показывает его опыт подбора персонала, 9 из 10 молодых программистов сильно переоценивают свои способности и на собеседовании не могут решить типовую тестовую задачу. «Для того, чтобы собрать отдел разработки из пятерых человек, которые в состоянии решать любые задачи компании, нам потребовалось около 2 месяцев», - рассказывает Алексей Ефимов. Надо заметить, что это не такой уж большой срок.

Навыки студента, ценимые работодателями:

1. Хорошие теоретические знания по выбранному направлению, желательно применение их на практике во время подработки или учебной практики.
2. Навыки должны быть продемонстрированы на практике в ходе собеседования. В основном проверяется знание фундаментальной математики и computer science.
3. Участие в проектах и образование в виде курсов повышения квалификации. Приветствуется наличие сертификатов, подтверждающих знания.
4. Высокая мотивация к самостоятельному обучению.
5. Желание молодого специалиста заниматься именно той деятельностью, которая предлагается в рамках вакансии.

Максим Шарапов считает, что многие компании заинтересованы в сотрудниках с небольшой заработной платой и большим энтузиазмом. Но такая схема жизнеспособна только в том случае, когда есть хороший наставник. Поэтому если в компании только одна вакансия программиста, вряд ли на нее сможет претендовать выпускник института. Но если в ней подразделение программистов из нескольких сотрудников с разной квалификацией, то для начинающего вполне найдется место. «В ИТ-подразделении нашей компании подобный подход реализован в отделе поддержки. В нем работают как эксперты с 15-летним опытом работы, так и вчерашние студенты», – говорит Максим Шарапов.

В AT Consulting довольно большой процент вакансий, на которые принимаются выпускники без опыта работы. Например, аналитики, тестировщики, программисты, администраторы. В 2011 году только на позиции стажеров-программистов были приняты около 50 человек.

Другие публикации