Вступить в Клуб Войти
Введите логин
Введите пароль
напомнить пароль

Облака над Невой

02.07.2012

В конце мая Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга и журнал IT-MANAGER провели круглый стол в Смольном, в котором приняли участие новый глава Комитета Иван Громов, а также ИТ-директора крупнейших предприятий и организаций города. Ключевой целью мероприятия стало обсуждение потенциала облачных технологий для решения задач органов государственной власти Северной столицы.  

Встреча с ИТ-экспертами и журналистами 24 мая в рамках круглого стола в Смольном стала для Ивана Громова первым выходом к журналистам в новом качестве: распоряжение о его назначении председателем Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга было подписано губернатором города Георгием Полтавченко в конце апреля. В задачи Комитета входит реализация различных государственных проектов в области ИТ и организация телекоммуникационных сервисов для нужд государственных и бюджетных организаций города. «Широкомасштабное внедрение инфокоммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности города является залогом его успешного социально-экономического развития», - подчеркнул Иван Громов.

Этот круглый стол – очередной шаг в рамках инициативы «ИТ-Диалог», направленный на повышение эффективности взаимодействия представителей органов государственной власти, бизнеса и индустрии информационных технологий. Мероприятие стало своеобразной публичной консультацией: Иван Громов пригласил ИТ-экспертов для того, чтобы обсудить сильные и слабые стороны концепции облачных вычислений, а также ее потенциал для решения актуальных задач Комитета.

Виртуальные перспективы

Предпосылок для внедрения облачных технологий в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, по словам Ивана Громова, назрело множество. По состоянию на начало 2012 года в городе функционирует более 100 общегородских и отраслевых систем.
К ним, в частности, относится «Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга», обеспечивающая комплексный анализ сфер жизнедеятельности города, выявление важнейших тенденций и закономерностей его развития и поддержку управленческих решений властей. К январю 2012 года объем хранящейся в этой системе информации о социально-экономических процессах города достиг 10 Тбайт.

Не менее важным и масштабным ИТ-проектом города является межведомственная автоматизированная информационная система предоставления государственных услуг населению (МАИС МФЦ), на базе которой была развернута сеть Многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ). В настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует 33 стационарных, и 3 мобильных (передвижных) МФЦ, обеспечивающих предоставление государственных услуг в отдаленных населенных пунктах. В общей сложности посредством Многофункциональных центров предоставляются 183 услуги: 159 услуг исполнительных органов Санкт-Петербурга и 25 федеральных органов исполнительной власти. В ближайшее время также планируется добавить еще 8 муниципальных услуг. С момента открытия первых МФЦ (в июле 2009 года) по настоящее время было оказано более 2-х млн. услуг.

Наконец, нельзя не упомянуть и о региональном портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге» www.gu.spb.ru, созданном в рамках федеральной инициативы по формированию электронного правительства в России. Портал содержит информацию более чем о 390 государственных услугах, а количество посетителей Портала за весь период работы (начиная с 2007 года) превышает 27 млн. человек. Среднее количество посетителей Портала в день составляет от 30 до 40 тысяч человек.

Инфраструктурный коллапс

Эти и другие системы постоянно нуждаются в эффективной технической поддержке, обслуживании и развитии, которые существенно осложняются масштабами и разрозненностью используемой ИТ-инфраструктуры. «В городе насчитывается около 800 серверных помещений, многие из которых находятся в старом фонде и не подлежат модернизации в соответствии с современными ИТ-стандартами», - подчеркнул в ходе круглого стола Иван Громов. По его оценке такая схема организации ИТ-инфраструктуры будет препятствовать дальнейшему развитию информационных систем города. В качестве альтернативы Иван Громов рассматривает возможность перевода всех ИТ-ресурсов исполнительных органов власти города в облако как посредством аренды ресурсов сторонних дата-центров и инфраструктуры связи, так и путем строительства собственных. Рассуждая логически о перспективах этого проекта, можно предположить, что в первом случае партнером Комитета может стать Северо-Западный филиал ОАО «Ростелеком» - универсальный оператор связи, назначенный головным исполнителем всех мероприятий по формированию электронного правительства и цифровизации госуслуг в части создания ИТ-инфраструктуры. Если же для реализации проекта будет выбран второй путь, то не исключено что созданием необходимой структуры займутся предприятия, находящиеся в ведении Комитета: ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» и ГУП «Автоматическая телефонная станция Смольного». Их руководители, Юрий Захаров и Феликс Касаткин, также приняли активное участие в круглом столе.

Для того, чтобы определить, какое место займут облака и облачные сервисы в долгосрочной целевой программе развития информационных технологий в Санкт-Петербурге, которую разрабатывает Комитет по информатизации и связи, Иван Громов попросил ИТ-экспертов поделиться их опытом внедрения и использования таких технологий. «Прошу вас быть предельно откровенными в рассказе о возможных плюсах и недостатках облаков», - подчеркнул Иван Громов.

Облачная реальность

По словам эксперта журнала IT-MANAGER Антона Паулича, отечественному рынку облачных технологий не первый год предрекают светлое будущее, однако это ИТ-направление в России по-прежнему находится в самом начале пути. Согласно исследованию и прогнозам компании IDC, к концу 2015 года объем российского рынка облачных услуг может превысить $1,2 млрд., демонстрируя среднегодовой темп роста более 100%. Но с учетом того, что в 2010 и 2011 годах этот рынок, по различным оценкам его участников, едва дотянул до отметки в $30 млн. (для сравнения в некоторых развитых странах оборот этой индустрии уже исчисляется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов), прогнозируемые аналитиками цифры пока кажутся фантастикой. 

Расхождению в оценке реального положения дел на рынке облачных технологий и перспектив его развития способствуют разночтения в терминологии: поставщики ИТ-решений и услуг на волне популяризации термина «облачные технологии» стали называть им все подряд, включая модели предоставления сервисов, существующие на рынке долгие годы (такие как почтовые сервисы, сервисы удаленного хранения данных, хостинг и многое другое).

Во избежание путаницы ИТ-эксперты рекомендуют ограничить рамки термина «облачные сервисы» двумя большими направлениями: предоставление вычислительных ресурсов и ИТ-инфраструктуры в качестве сервиса (Infrastructure as a Service, IaaS) и предоставление приложений в качестве сервиса (Software as a Service, SaaS) поверх открытой или закрытой сети связи. Оба этих направления могут быть реализованы двумя способами: на базе так называемых публичных и частных облаков. Частные облака создаются предприятиями и организациями как на базе собственной, так и с использованием арендованной ИТ-инфраструктуры, но всегда - в личных интересах для предоставления ИТ-сервисов исключительно собственным бизнес-подразделениям. Публичные же облака развивают ИТ-вендоры и поставщики ИТ-услуг с целью предоставления коммерческих сервисов сторонним клиентам поверх публичных каналов связи (чаще всего, посредством сети Интернет).

Глобальному переводу ИТ-инфраструктуры на облачные технологии в России препятствуют несколько фобий. К ним, по оценке Андрея Нарвского, генерального директора ООО «Эвелоперс», относится боязнь возможных проблем связи, при которых облачные сервисы могут оказаться недоступны, а также уже упомянутый выше страх попасть в зависимость от поставщика сервисов. В совокупности они порождают недоверие к качеству облачных сервисов: когда с одной стороны на весах оптимизация использования ИТ, а с другой – риск нарушения или простоя бизнес-процессов, обычно вверх берет предосторожность.

Обоснованный скепсис

По словам вице-президента по информационным технологиям «Пивоваренной компании «Балтика» Германа Эпштейна к публичным облакам действительно надо относиться с большой долей осторожности, поскольку их необдуманное использование приводит к зависимости от поставщика облачных сервисов, сравнимой с наркозависимостью. «Цель гигантов ИТ-индустрии заключается в том, чтобы заманить клиентов в свое облако, принудить их к размещению в нем важнейших бизнес-данных и бизнес-процессов, а затем зарабатывать на них за счет игры на повышении тарифных планов», - подчеркнул Герман Эпштейн. При этом зачастую такие сервисы преподносятся как возможность сэкономить капитальные затраты на дорогостоящее строительство собственной ИТ-инфраструктуры и вложения в приобретение дорогих лицензий на ПО. В то же время подобные маркетинговые ходы ни коим образом не учитывают совокупную стоимость владения ИТ-решением в долгосрочной перспективе, которая в случае с использованием публичных облаков почти всегда обходится дороже в сравнении с частными облаками. При этом Герман Эпштейн подчеркнул, что экономическую отдачу от создания частного облака необходимо искать не столько в оптимизации ИТ-инфраструктуры (которая, безусловно, дает некую экономию издержек), сколько в повышении эффективности бизнес-процессов и сопутствующей ей выгоде. 

В пользу применения частных облаков говорит и позитивный опыт их внедрения в таких крупных организациях как Санкт-Петербургский государственный университет и ОАО «Российские Железные Дороги». Об этом опыте в ходе круглого стола поведали Илья Горбунов, начальник управления службы информационных технологий Санкт-Петербургского государственного университета и Александр Цирикидзе, начальник Санкт-Петербургского информационно-вычислительного центра ОАО «Российские Железные Дороги».

Пионер всем пример

Именно государство и окологосударственные структуры способны переломить отношение к облачным технологиям на российском рынке и стать главным драйвером их развития в стране в свете необходимости цифровизации госуслуг и перевода госорганов на электронное взаимодействие друг с другом и с гражданами. С 2011 года на смену федеральной целевой программе «Электронная Россия», в рамках которой российские власти впервые озаботились развитием концепции e-government, пришла новая программа «Информационное общество», в которой электронному правительству отводится еще большая роль.

С 1 июля 2011 года, согласно федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (№210-ФЗ от 27.07.2010), все россияне должны были избавиться от необходимости собирать справки в одних государственных структурах для их предоставления в другие благодаря запуску системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) федеральных и муниципальных органов власти. Однако ввиду  неготовности госорганов полностью перейти на электронное межведомственное взаимодействие в предусмотренные сроки Госдума РФ приняла поправки к этому закону, отложившие срок запуска СМЭВ на федеральном уровне на три месяца (до октября 2011 года), а на региональном и муниципальном - на год, до 1 июля 2012 года. По словам Ивана Громова, Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга прикладывает все необходимые усилия для того, чтобы местные ведомства осуществили подключение к СМЭВ в срок и опасаться его срыва нет причин.

Текст: Алексей Комов

Другие публикации