Вступить в Клуб Войти
Введите логин
Введите пароль
напомнить пароль

Сергей Горшенин, начальник управления ИТ и телекоммуникаций ОАО «Светлана»: «МВА в России: гвоздь программы»

29.11.2012

Ориентир — на лидеров

Когда в этом году в компании Lenovo объявили о кадровых перестановках, мало кто удивился назначению на пост вице-президента и генерального менеджера Lenovo в России, странах СНГ и Восточной Европы Глеба Мишина. «Наша цель — войти в тройку лидеров рынка персональных компьютеров в регионе EMEA, и наш бизнес в России, странах СНГ и Восточной Европы очень важен для достижения этой цели», — говорит Джанфранко Лянчи, для которого российский менеджер с МВА-дипломом — некая гарантия успеха.

Команда Lenovo пополнится новыми сотрудниками. У самого Глеба Мишина — редкий для России диплом Executive Master Миланского политехнического института по специальности General Management, что помогло ему быстрее найти общий язык с руководителем и, пользуясь одним понятийным аппаратом в менеджменте, вместе планировать успешную программу на прежнем и новом местах работы. Но примут ли в команду топов человека с российским дипломом МВА? Услышав этот вопрос, Глеб Мишин говорит: «Для меня вообще образование скорее индикативно, нежели приоритетно. Человек, окончивший МВА, для меня более интересен, чем тот, кто не окончил. Но вначале я буду смотреть не на дипломы, а на деловые качества и профессиональную подготовку».

Президент Российской ассоциации бизнес-образования, проректор РАНХиГС, директор бизнес-школы ИБДА РАНХиГС Сергей Мясоедов считает: нужно выбирать или из первой десятки международных рейтингов бизнес-образования, или российскую программу МВА.


Выпускник Российской бизнес-школы, как правило, еще в момент вручения диплома, а тем более после сразу берется на заметку "охотниками за головами". О нем собирают мнения — насколько амбициозен и контактен, какую выбирал специализацию.


При решении задачи быстрого роста на местном рынке отечественное бизнес-образование даже дает некоторое преимущество — большую привязку курсов к местным реалиям и связи. Мало того что российский диплом МВА ($5–12 тысяч) обойдется в несколько раз дешевле западного ($40–90 тысяч), в России слушатель имеет больше шансов развить те самые более ценные «профессиональную подготовку» и «деловые качества», о которых упомянул генеральный менеджер международной корпорации в России.


Светлый путь

Член Правления Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров "SPb CIO Club" Сергей Горшенин получает бизнес-образование в МВА, преподает и ведет общественную работу. Обладатель звания «ИТ-Директор 2010» и «Знака Качества: CIO-Профессионал» учится без отрыва от производства. Карьеру начал в должности инженера-программиста ГУП «Южводопровод» в 2002 году, окончив факультет технической кибернетики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в 2004 году, затем с отличием — экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. Прошел более двадцати бизнес-тренингов. Сейчас, занимая должность начальника управления ИТ и телекоммуникации одного из старейших электронных предприятий «Светлана», входящего в состав госкорпорации «РосТехнологии», он учится в Школе IT-менеджмента Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

Сергей Горшенин рассматривал возможность пройти западное обу­чение, но решил, что нужно совмещать учебу и применение знаний на практике: «Любое образование — это некий инструмент, а всему должно быть свое время. Хотя знания лишними не бывают, но необходимо понимать, как ты будешь их использовать. Спустя 5–7 лет после окончания вуза или бизнес-школы знания уходят в никуда, если не используются».

Программу бизнес-школы он выбирал, просмотрев российские филиалы западных бизнес-школ, в том числе Стокгольмской школы экономики.

— Питер, к сожалению, можно было не рассматривать, так как там нет ни одной бизнес-школы, которая предлагала бы хороший курс МВА по направлению «Информационные технологии», — рассказывает Сергей. — На мой взгляд, так как CIO находится на стыке бизнеса и ИТ, то и практическое бизнес-образование надо получать с уклоном в сторону информационных технологий. По таким программам готовят, в частности, «Мирбис», ВШБИ и ряд других бизнес-школ. Мой выбор пал на школу ИТ-менеджмента АНХ. С одной стороны, она занимает ведущие позиции в рейтинге бизнес-школ MBA. С другой — в рамках работы "SPb CIO Club" и союза ИТ-директоров России я хорошо знаком с ее преподавателями и кураторами, что и обусловило окончательный выбор.


В программах МВА ИТ отраслевой тематике посвящена, как правило, треть курса, иногда особо "зачетного" с помощью партнеров.


Сергей Горшенин выбрал программу MBA «Информационный менеджмент» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в Москве, или, как ее кратко называют, АНХ.

Из Санкт-Петербурга ему приходится регулярно ездить на двухнедельные учебные сессии. Это ежедневные 10-часовые погружения в учебу и еще два-три часа на самоподготовку. И всего один выходной. Слушателям из обеих столиц нелегко, признается Сергей, а для тех, кто приезжает из городов с более спокойным ритмом жизни, две тысячи учебных часов, экзамены и терабайты учебных материалов, втиснутые в сессии, — серьезное испытание.

В программе в списке обязательных дисциплин учебного плана — занятия по микроэкономике и макроэкономике. В цикле «Управление финансами» основное внимание уделяется практическому эккаунтингу, финансовому менеджменту, бюджетированию и управленческому учету. Несколько лекций посвящено рынку ценных бумаг и международным правилам ведения бизнеса, заключения сделок. И отдельно есть мастер-классы международных CIO.

Учебные часы отводятся также вопросам корпоративной и информационной безопасности. Половина занятий маркетингового курса — теория, другая половина — практические занятия, отдельно — занятия по интернет-маркетингу.

Собственно управлению уделяется большая часть учебного курса. Кроме «Менеджмента», есть большой модуль «Организационное поведение», в ходе которого рассматриваются такие темы, как структура предприятия и модели поведения, психология управления людьми, мотивация труда, диагностика и организационная культура.

Треть программы — дисциплины по ИТ-тематике: «Управление информатизацией», «Архитектура бизнес-систем», «ИТ-стратегия и бизнес-стратегия фирмы», «Количественные методы в управлении и принятии решений и деловая статистика». В специальный модуль выделен курс «Информационный менеджмент», в ходе которого изучают методику выбора информационных систем, средства моделирования в бизнесе, электронного документооборота и MRP. Слушатели изучают как управление развитием ИТ-подразделения, так и аутсорсинг ИТ-услуг. В программе также тренинги для развития деловых качеств — коммуникативных и ораторских.

Для сравнения: программы в АНХ и ведущих бизнес-школах на 80% совпадают по темам с одной из самых престижных бизнес-школ в ИТ-сфере — MIT Sloan. Американские студенты также занимаются основами управления, проект-менеджмента, финансов и правил международной коммерции. Но маркетинг там изучают по желанию. А для развития личных качеств в обязательных американских программах больше времени уделяется лидерству и переговорным технологиям. В MIT Sloan есть и занятия, на которых развивают умение конкурировать — как в личной карьере с топ-менеджерами, так и во главе команды с другими фирмами.

В российских бизнес-школах, как правило, имеются курсы по переговорам, лидерству (в МВА ИТ АНХ проводят даже занятия по курсу «Харизма: личная привлекательность и деловой успех»), тренинги по стресс-менеджменту, но они обычно — в дополнительной программе.

Другие публикации