Вступить в Клуб Войти
Введите логин
Введите пароль
напомнить пароль

Павел Потеев, руководитель проектов развития MC-Bauchemie: 5 пунктов: дрозофилы стратегического процесса

18.09.2012

        5 пунктов: дрозофилы стратегического процесса

    Работа ИТ-директора предоставляет интересную и абсолютно бесплатную возможность изучения большой группы практических примеров по такой бизнес-дисциплине, как стратегия.

    Под примерами я имею в виду стратегии ИТ-компаний — поставщиков продуктов и услуг. Тех, с которыми ИТ-руководитель работает ежедневно. Или, как минимум, в процессе выбора поставщиков отслеживает их деятельность, предложения продуктов и услуг,рыночную надежность и финансовые результаты.
    В итоге ИТ-руководитель может продолжительное время и во всех подробностях наблюдать, как меняются стратегии, как происходит развитие компаний, каковы реакции на изменения рыночной ситуации или появление новых технологий, к чему приводят их те или иные стратегические решения.




Почему ИТ-компании особенно хороши для иллюстрации различных стратегических решений и их последствий?
  1. В работе ИТ-компаний присутствуют все возможные бизнес-модели — производство, дистрибьюция, услуги, розница. В какой-то степени и финансовые услуги (например, лизинг оборудования).

 

2. В индустрии информационных технологий все происходит очень быстро. Результаты смены стратегии, последствия ошибок, стратегии конкурентов проявляются в течение нескольких кварталов, а иногда и в считаные месяцы. Таким образом, можно провести аналогию между работой ИТ-компаний и размножением мух-дрозофил в экспериментах генетиков. За 10 лет работы (а это даже не половина карьеры) ИТ-директор наблюдает и анализирует результаты двух-трех стратегических периодов, от одной смены стратегии до другой.
    3. В ИТ-компаниях присутствует весь «букет» уровней стратегий (глобальная, корпоративная, стратегия продуктового дивизиона), все способы завоевания конкурентных преимуществ (product leadership, customer intimacy, operational excellence), все варианты типовых стратегических ходов, например, исключение посредника из value chain (Dell), стратегический аутсорсинг (Apple), уход из высококонкурентного сегмента (компьютерный бизнес IBM). По поводу таких решений разработчики стратегий говорят: ”Don’t be on the wrong side of history”. Еще один похожий пример — уход Intel из низкомаржинального бизнеса чипов памяти в разработку и производство процессоров.
4. Бизнес-модели ИТ-компаний, как правило, хорошо описаны в деловой литературе и ИТ-периодике. А поскольку вы, как ИТ-руководитель, являетесь клиентом ряда этих компаний, то имеете возможность «из первого ряда» наблюдать, как работают такие модели. Кроме того, крупные ИТ-компании, как правило, акционерные, их акции торгуются на бирже и большое количество информации, в том числе по стратегии, подлежит обязательной публикации.
   5. Многие бизнес-руководители — активные пользователи информационных технологий, неплохо информированные об ИТ-продуктах и решениях. Поэтому, когда вы будете использовать наглядные примеры и аналогии из стратегических арсеналов ИТ-бизнеса на совещаниях по разработке стратегии ВАШЕЙ компании, — есть неплохая вероятность того, то ваши предложения будут с благодарностью поняты и, возможно, применены в процессе принятия и реализации стратегических решений.

Другие публикации