Вступить в Клуб Войти
Введите логин
Введите пароль
напомнить пароль

Павел Потеев, руководитель проектов развития MC-Bauchemie: Пять пунктов: идеальный ментор

17.09.2012

Пять пунктов: идеальный ментор

    Навыки управления и бизнес-знания можно получить несколькими способами либо их комбинацией. Например, получить профильное высшее образование в области финансов или управления. Приобретенные знания, как правило, глубоки, однако у обучаемого они оторваны от реальной жизни из-за отсутствия как опыта управления, так и опыта работы в организации вообще.

    Еще один (и естественный) способ повышения квалификации как специалиста, так и менеджера — обучение на рабочем месте (training by doing). Этот способ доступен и используется всеми, но и у него можно выявить минимум два недостатка:
    • Обучение происходит «со скоростью течения времени», что иногда недостаточно.
    • Нет гарантии того, что опыт пяти лет не окажется опытом одного года, повторенным пять раз.

    Признанный способ приобретения бизнес-знаний — обучение в бизнес-школе. Практически все выпускники, с которыми я беседовал, в один голос утверждают, что бизнес-школа замечательно структурирует знания и опыт, которыми обладает обучаемый. Также в процессе обучения образуется сеть контактов и деловых связей. Однако не каждый может позволить себе выключиться из работы на один-два года и при этом оплатить дорогостоящее обучение.
    Есть еще море деловой литературы. Я с уважением отношусь к печатному слову, но у меня ушел не один год, чтобы научиться выделять важные и нужные книги из огромного объема доступной литературы. Не зря 80% этой категории книг так и остаются непрочитанными. Да и практику и опыт реальной работы книги могут дополнить, но никак не заменить.
    Верный, быстрый, тяжелый и надежный способ приобретения бизнес-знаний и опыта — учиться у наставника, мастера, ментора. Опытного практика, способного при этом структурировать и передавать свои знания и опыт (такое сочетание присуще далеко не каждому менеджеру). Поиск такого наставника, как правило, комбинация осознанных усилий и везения. Однако такой менторинг будет эффективным, если он организован как структурный процесс, а не просто «посидели и несколько раз поговорили за жизнь». 
    На разных этапах роста и развития могут быть последовательно востребованы несколько менторов. Несомненный успех для менеджера — как выжить в роли обучаемого, так и преуспеть в роли ментора.

 



Врезка:
Принципы менторинга — в пяти пунктах:

 

    1. Хорошо, если ментор является руководителем обучаемого. Это позволит, с одной стороны, вести обучение на едином для них поле, с другой — обучаемый может выполнять работу для ментора, одновременно практикуясь.
    2. Хороший ментор сочетает объяснение «как я это делаю» для различных ситуаций с помещением обучаемого в свои задачи или проекты, обеспечивая практическую часть обучения.
    3. Для процесса обучения хорошо, если ментор заинтересован в обучаемом (например, посредством того, что обучаемый решает сложные управленческие задачи и выполняет проекты для ментора).
    4. Часто бывает, что ментор становится «ролевой моделью» для обучаемого, который копирует приемы, а иногда и манеру ментора. Плохого в этом нет ничего, если не забывать о выработке собственного стиля и приемов.
    5. Менторинг — процесс не вечный. Опытный наставник всегда выделит три этапа: установление контакта с обучаемым, передача знаний (два-четыре года,), а дальше их пути должны разойтись. Самостоятельное построение дальнейшей траектории развития — последняя и самая важная задача обучаемого

Другие публикации