Вступить в Клуб Войти
Введите логин
Введите пароль
напомнить пароль

Вадим Коноваленко: «Ну, поехали…»

27.06.2010

Он сказал: «поехали!» И махнул рукой… 
А. Пахмутова, Н. Добронравов 
«Знаете, каким он парнем был…» 


Время от времени руководством крупных и средних компаний овладевает жажда перемен. Как правило, это не связано с временами года или стоимостью конкретного квадратного метра офиса. Зачастую вообще неясно, зачем начальник управления, страховая компания, крупный провайдер услуг или банк вдруг снялись с места и поехали в другой офис, в другое здание или даже на другой конец города (перемещение между городами рассматривать не будем, это все-таки уж совсем экстремальный вариант). Причины такой миграции могут быть глубоко скрыты в недрах руководящих органов компании, и рядовому исполнителю, как правило, недоступны. Однако если вы принадлежите к верхней части ИТ-менеджмента компании или просто ИТ-директор, то чем раньше вы узнаете о таком проекте, а еще лучше — о таком замысле, тем лучше для вас, ваших подчиненных и для компании в целом.

Рассмотрим достаточно часто встречающийся вариант «съезда», т. е. когда родственники, рассеянные по разным жилищам, съезжаются в одну квартиру, то бишь компания собирает подразделения под одной крышей в стенах Головного Офиса (ГО). Тот, кто недавно, года два-три назад пережил такое увлекательное приключение, дальше может не читать. Для тех же, кто уже забыл, как это бывает, или кому в скором будущем впервые предстоит глобальный переезд, эти строки могут оказаться полезными.

Это будет еще нескоро, в следующей жизни, а может быть — никогда…

Ни для кого не секрет, что строители, с точки зрения «айтишника», публика, мягко говоря, своеобразная, чтоб не сказать больше. Как из хаоса покруче виртуального, по недоразумению именуемого объектом (мы-то знаем, что такое объект на самом деле), возникает вполне осязаемое реальное строение — вообще непонятно, но, тем не менее, такое случается: если и не всегда, то довольно часто. 

Итак, банк решил переехать в новое здание, собрать под одной крышей, в одной башне (башни — это модно, престижно, современно и т. п.) разбросанные по всему городу подразделения ГО. Причем все должно быть недорого и даже очень недорого. 

Сказано — сделано. Не прошло и полугода, как нашлась подходящая для офиса башня в центре… Ну почти подходящая, проектировщик здания даже и не думал о том, что в его детище посадят более пятисот человек да еще с компьютерами, активным оборудованием, серверами, бесперебойным питанием — в общем, со всем тем, что нужно для непрерывного функционирования банковского бизнеса. Вот это определение — «почти подходящая башня» — в скором времени даст о себе знать, причем в самых неожиданных местах. 

Как водится, объявили конкурс, выбрали генерального подрядчика, он, в свою очередь, подобрал субподрядчиков, и процесс как будто бы пошел. Первый срок сдачи объекта — июнь, т. е. через полгода после начала работ по реконструкции готового здания. В банке никто даже не дрогнул…, ну почти что никто, финансисты заплатили аванс. 

Второй срок сдачи объекта — декабрь, т. е. по старой, еще советской традиции, если к 7-му ноября никак, то уж к Новому году обязательно. Ясно, что и к Новому году объект не был готов даже на 50%. Новый срок — конец I-го квартала. ИТ-департамент задумался и начал рисовать планы и согласовывать схемы — на всякий случай, вдруг все же построят. 

Мы строили, строили и, наконец, построили? 

Если вы чувствуете, что руководство компании полно решимости довести стройку до конца, дожать строителей до хрипа на совещаниях и пересадить-таки персонал в новое здание, то самое лучшее, что вы можете сделать — это если не возглавить процесс переезда, то, по крайней мере, стать его активнейшим участником, ибо известно, что самое правильное — возглавлять то, с чем борешься. 

Следует ли упоминать, что, в соответствии с Постулатом 2, объект не был сдан в марте? 

ИТ-директору самому или, по крайней мере, одному из его ключевых людей следует непременным образом бывать на всех планерках у строителей в штабе стройки (чем больше строители срывают сроки, тем чаще употребляют военную терминологию). 

Здесь вы узнаете массу интересных вещей, особенно на последних этапах работ — укладке слаботочных сетей, вентиляционных коробов, пожарной сигнализации, систем пожаротушения и т. п. 

Что же интересного может узнать ИТ-департамент в строительном штабе? Среди множества исконно русских слов проскакивают и термины, вполне понятные «айтишнику». Например, выясняется, что этажные коммутационные шкафы будут стоять в помещениях без вытяжки или что трубы горячей воды и ливневой канализации по проекту проходят точно через серверное помещение. А по планам ИТ-департамента в серверную на этой неделе надо завозить оборудование, т. к. его монтаж занимает не один день. В противном случае срываются работы по структурированной кабельной системе (СКС). 

Потом в какой-то момент вдруг оказывается, что одна из стен серверного помещения проходит чуть-чуть не так, как на плане и опорная колонна здания выросла внутри серверной. В одно прекрасное утро труженики одной из бывших южных республик бывшего СССР положили напольную плитку, ровно положили, красивая белая плитка, очень чистая и аккуратная работа, умеют ведь, когда заставят. Но почему-то перестали открываться двери на этом этаже. Помните, в начале я говорил, что здание «почти подходящее»? Так вот, на этапе отделочных работ выясняется, что вентиляция не справляется с вытяжкой и воздухообменом для 500 человек. Т.е. сечение воздуховодов недостаточное. Что делать? Да ничего особенного — прорезать в бетонных перекрытиях этажей отверстия в несколько квадратных метров. А как же несущая способность перекрытий? Она ведь уменьшится… Ерунда, мы двутавровые балки подложим под перекрытие, а балки упрем в несущие колонны. Завтра сделаем. Да, завтра. См. Постулат 1. 

Постулат 1.
Если строитель сказал «завтра», значит, это будет через неделю в лучшем случае.
Постулат 2.
Нет ничего более гибкого, чем твердое слово строителя.
Постулат 3.
Бумаги должны быть подписаны.

И как с этим бороться? 


Во всей этой строительномонтажной суматохе, посреди труб, шлангов, проводов, кафельной плитки, коробов и стоек ни на минуту не следует забывать о том, что рано или поздно неизбежно возникнет момент наказания невиновных и награждения непричастных, т. е., проще говоря, поиски крайних. 

И что делать ИТ-департаменту в такой ситуации? Использовать Постулат 3, и: 
 
  • Оценить свои ресурсы, исходя из непрерывности бизнеса и наихудшего развития сценария стройки и переезда пользователей. 
  • Подготовить, согласовать и подписать план по вводу в эксплуатацию оборудования (сеть, серверы,телефония, печать т. д.).
  • Подготовить, согласовать и подписать план по переезду пользователей на новую площадку. Исходя из собственных ресурсов (ведь текущую работу никто не отменял), реально оценить, сколько человек в день вы можете пересадить на новые места, допустим, их будет 20–30, и сколько своих сотрудников вы можете отправить на новую площадку для поддержки этих пользователей. 
  • Неукоснительно выполнять вышеуказанные планы, иногда даже вопреки здравому смыслу (например, завозить оборудование в помещение с еще неокрашенным потолком, чтобы вас потом не обвинили в срыве подключения отопления…). 
  • Фиксировать на бумаге и актировать все действия, связанные с подрядчиками, субподрядчиками и контрагентами (поставщиками оборудования). 
В нашем случае наилучшим выходом из ситуации оказалось обеспечение жизни на два дома. Но поскольку «все должно быть недорого», на старых площадках собирается оборудование, обеспечивающее все сервисы пользователей параллельно действующему. Потом плавно и незаметно пользователи переводятся на параллельные порты и сервисы, а основное оборудование увозится на новую площадку ГО. Вслед за уезжающими подразделениями вывозится на новую площадку и высвобожденное оборудование. 

И лишь когда последний пользователь покинул здание, с некоторой задержкой происходит окончательный демонтаж железа.

Да, в серверной нет системы газового пожаротушения, вдоль колонны почему-то проложен стояк с горячей водой, не окрашен потолок и пропадают фазы питания. И неважно, что где-то на лестницах еще работают плиточники, что балки усиления перекрытий еще не высохли от противопожарной краски, а заказанная мебель опаздывает на пару недель, что лист недоделок и замечаний никак не становится короче метра. План ИТ-департамента выполнен, оборудование стоит, проверено и зачехлено. Оптика заведена и разварена на кроссах, городская медь лежит в новенькой канализации и подключена к цифровой АТС. СКС смонтирована и даже подключена. ИТ-служба готова к приему пользователей. Даже Акт об установке оборудования в серверной подписан, что, впрочем, не означает приема самой сервернойв эксплуатацию.

Ну что, поехали? 

Наконец, после последнего 105-го китайского предупреждения, строители закончили свою бурную деятельность, отделочники ушли почти все, где-то еще копошатся электрики, что-то докручивают сантехники, лифтеры завтра запустят лифт (Постулат 1). Два листа замечаний пожарников устранены. На этажах, наконец, начали собирать мебель, к ней потом прикрутят короба СКС — в здании принята концепция «open space», монтажники прозвонили порты, субподрядчик под роспись сдал тома эксплуатационной документации, все, как будто, в норме, по крайней мере — приемлемо. 

Поехали. Сажаем первые 10, потом первые 20, 30… Началось. В серверной стало пропадать питание. Нет, не потому, что лифтеры запустили лифт, они его так и не запустили вовремя. Просто около 8 ч утра на пару минут питание пропадает, а потом появляется, само. Т. к. здание полупустое, то никто не заметил, что то же самое происходит и на других этажах. В здании, конечно, есть свой ИБП, но он еще не запущен. В здании, конечно, два электрических ввода, но работает, как вы уже догадались, только один. И это нормально. Предварительно заряженные под завязку ИБП телефонной станции и активного оборудования серверной уберегли от бросков питания. Перевезли еще 50 человек. Питание отключается с завидной нерегулярностью, причем на нескольких этажах. Всего на полтора месяца позже (Постулаты 1 и 2) привезли и смонтировали в серверной станцию газового пожаротушения (ГПС). Но оказалось, что использовать ее нельзя в принципе. Ранее упомянутая колонна в серверной и кабель-каналы СКС неплотно закрыты 
фальш-потолком, а технологические люки для доступа к трубе с горячей водой отлично проветрят серверную в случае срабатывания ГПС и так же отлично отравят людей на нескольких этажах. Станция есть, но ее как бы и нет… И это тоже нормально. Акт приемки-сдачи не подписываем. Зачехляем стойки в серверной. Два дня пыли, краски и мусора. Загерметизировали. Через день вырубается кондиционирование в серверной. Разумеется, в пятницу, и, конечно же, ночью. Пульты диспетчеризации и мониторинга еще не запущены (Постулат 1). В понедельник в серверной под сорок. Поработали с открытой дверью. Кондиционер починили всего за день. Подписали Акт приемки-сдачи серверной (Постулат 3). 

Перевозим еще 50 человек. Половина рабочих мест на этаже не видит сети, причем как-то очень затейливо не видит, розетки не работают в случайном порядке. Два дня монтажники ищут неисправность. Нашли. Шуруп, точнее шуруп-саморез. По проекту 25 мм длиной, а закрутили где 40, где 50. Почему так? Ну кончились 25-мм, ну что делать, кончились. Берем что есть, длинный же не короткий, не вывалится, держать только крепче будет, вот они и держали крепко, и за СКС тоже держали. Тем временем электрики победили питание — нашли всего две ошибки в схеме, заменили часть электроавтоматов, поставленных строителями, на те, которые должны быть, и переложили пару кабелей в щитовых. ИБП здания так и не работает, второй городской кабель тоже.

Перевозим еще 30, потом еще 50 человек и т. д., как говорится, в рабочем порядке. Заработали лифты, возят почти туда, куда надо, т. е. если надо вверх, то едешь вверх, если надо вниз, то вниз, но с выбором этажа случаются накладки. Электричество есть, хоть и пропадает иногда, но сеть и телефония работают, принтеры печатают, пользователи перевезены и уселись, наконец, по своим местам. 

Торжественного построения хоть и не случилось, но ИТ-департамент выполнил свою задачу полностью, обеспечил плавный и беспроблемный переезд более 500 человек за полтора месяца и ему (ИТ-департаменту) за это ничего не было. Может быть, в том числе и благодаря Постулатам 1, 2 и 3…

Источник: IT Manager №5

Вадим Коноваленко

Заместитель ИТ-директора

Другие публикации Вадим Коноваленко