Проблемы ИТ-аутсорсинга
В существующей реализации ИТ-аутсорсинга в России есть как технические проблемы, так и фундаментальные противоречия.Рассмотрим сначала технические проблемы, вызванные заблуждениями среди представителей аутсорсинговых компаний.
-Заблуждение 1. Мы копируем развитие Запада, поэтому скоро у нас будет так же, как и у них.
Россия далеко не везде повторяет западный путь развития. Успешный бизнес на западе должен быть обычно существенно переработан, чтобы также стать успешным в России. Другой менталитет и другое отношение к работе могут стать существенным препятствием повторения западного сценария.
-Заблуждение 2. Аутсорсинг – способ сокращение издержек.
Наверное, это самый популярный тезис. При этом не дается четкого определения издержкам. С помощью простого cash flow найти экономию при использовании ИТ-аутсорсинга обычно не удается, поэтому аутсорсеры идут на всякие ухищрения, чтобы показать большую стоимость внутреннего ИТ. В него включается стоимость аренды рабочего места, непостоянная загрузка персонала, недополученная прибыль от поломки ИТ-систем и т.д. При красивом оформлении эти аргументы кажутся правдоподобными, но при детальном анализе практически все они теряют свое значение.
В Европе обычно признается, что ИТ-аутсорсинг получается дороже внутреннего ИТ-сервиса, но это – плата за гибкость, так как сокращение штатных сотрудников в Европе – значительно более дорогостоящий процесс, чем в России.
-Заблуждение 3. Квалифицированные специалисты стоят дорого, поэтому лучше сложные системы отдать на ИТ-аутсорсинг.
Данный тезис порожден копированием западной модели, однако в России, как это часто бывает, все реализовано с точностью до наоборот. Компании реального сектора имеют гораздо большие возможности по оплате труда специалистам, чем сервисные ИТ-компании. Западные бренд-компании предлагают за те же самые ИТ-позиции зарплату в 1,5-3 раза больше, требуя при этом наличие дополнительных общечеловеческих компетенций. Поэтому путем естественных процессов миграции самые талантливые и квалифицированные ИТ-специалисты оказываются на стороне клиента. Аутсорсеры, в свою очередь, обычно фокусируются на поиске эффективных продавцов.
Фундаментальное противоречие
Помимо указанных выше заблуждений, специфичных для российского рынка, у самой идеи ИТ-аутсорсинга есть одно фундаментальное противоречие, которое существенно ограничивает область его применимости. Аутсорсинг подразумевает четкую формализацию процессов и обязанностей сторон. Если мы почитаем современную литературу по эффективному управлению бизнесом, то увидим, что такой подход был свойственен компаниям в так называемую Индустриальную эпоху. Сегодня, в эпоху Знаний, такой подход считается морально устаревшим. От сотрудников компаний, в том числе и ИТ-специалистов, требуется инициативность, гибкость, умение самостоятельно реагировать на изменяющуюся среду. Системы построения мотивации сотрудников основаны на связи между бизнес-результатами компании и вкладом в это каждого сотрудника. В подавляющем большинстве случаев аутсорсер имеет фиксированный доход, и его сотрудники совершенно не заинтересованы в улучшение бизнеса компании-клиента. Задача аутсорсера – получить больше денег с клиента и уменьшить расходы на предоставление данной услуги. Возможна некоторая заинтересованность в качественных результатах в надежде на дальнейшее сотрудничество, но желание увеличить маржу обычно берет вверх.
Аутсорсинг сегодня
Почему же до недавнего времени рынок аутсорсинга рос и развивался, невзирая на данные проблемы? Большой приток денег требовал их инвестирования. Перспектива инвестиций в ИТ была довольно привлекательна и обещала дополнительные конкурентные преимущества. Расширять свой штат многие компании все-таки не решались, поэтому искали пути освоения денег с помощью третьих фирм. Реальную эффективность таких инвестиций обычно никто не оценивал и не анализировал.
Аутсорсинг будущего
- Устранение фундаментального противоречия
Основное направление развитие аутсорсинга в ближайшее время видится в устранении фундаментального противоречия. Аутсорсеры обычно вынуждены работать очень тесно со штатными сотрудниками клиента, поэтому наличие западной корпоративный культуры в компании-аутсорсере будет приобретать все более важное значение. В последние время наблюдается увеличение числа западных игроков на этом рынке в России. Они вполне могут стать лидерами рынка по обслуживанию негосударственных компаний, предлагая сервис, к которому менеджеры компаний-клиентов привыкли в европейских странах.
- Аутстаффинг
Аутстаффинг должен стать более популярным, так как это позволяет не описывать все процессы и более гибко использовать внешние ресурсы. К сожалению, наше законодательство пока не регламентирует этот тип сервиса, поэтому его развитие затруднено. Кроме того аутстаффинг обычно предполагает меньшую маржу, по сравнению с чистым аутсорсингом, поэтому аутсорсерам надо привыкать работать с меньшей маржой.
-Консолидация
Консолидация рынка аутсорсинговых компаний позволит им чувствовать себя более уверенно и иметь стабильный cash flow. Это поможет привлекать квалифицированных специалистов и изменить ситуацию, когда лучшие кадры работают на стороне клиента.
Источник: E-xecutive
Рейтинг ИТ-директоров 2013 по мнению Комерсантъ.ru
Поздравление c Днем Рождения Кирилла Соловейчика, учредителя Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров "SPb CIO Club"
Приглашение в крупный промышленный, научный и университетский центр французских Альп — Гренобль
Road-Show BPMSoft
Subject: Рейтинг «Топ-100 ИТ-лидеров 2024»
SPb CIO Club: новый HR-Сервис