Вступить в Клуб Войти
Введите логин
Введите пароль
напомнить пароль

Рекомендации СоДИТ

14.01.2009
1063-1.jpg

Рекомендации СоДИТ

ИТ-директорам России в условиях глобального экономического кризиса, выработанные на заседании экспертов 23 декабря 2008г. при участии журнала «Intelligent Enterprise» и Института Современного Развития.

          Мировой кризис, начавшийся в области кредитования и инвестирования, по мнению экспертов, является структурным кризисом, вызванным неадекватным распределением инвестиционных ресурсов в глобальной экономике. К сожалению, неуправляемый и скачкообразный характер перераспределения инвестиционных ресурсов в условиях кризиса негативно отразился и на отдельных секторах реальной экономики, существенно снизив рост экономики, а в некоторых странах и вовсе привел к рецессии.

          Эксперты считают, что одной из основных причин кризиса является слабая информационная структура мировой экономики, не позволяющая развивать рыночный инструментарий инвестирования в условиях глобализации. Эксперты понимают ограниченность возможностей ИТ-сообщества, но вместе с тем уверены, что ИТ-директора, как представители заказчиков корпоративного рынка, консолидируя свои усилия, могут и должны оказать влияние на смягчение последствий кризиса. По мнению экспертов, мировая экономика в будущем должна развернуться от политики потребления и курса «устойчивого роста» к стратегии «устойчивого развития».

         В этой связи эксперты считают возможным предложить своим коллегам ряд мер и рекомендаций.

Общие рекомендации

1.      В силу возросшего в условиях кризиса интереса владельцев бизнеса и руководителей предприятий к увеличению эффективности бизнеса и сокращению затрат необходимо приложить максимум усилий для продвижения ИТ как инструментария повышения прозрачности и управляемости.

2.      Усилить пропаганду, как внутри своих предприятий, так и в обществе, возможностей информационных технологий и роли ИТ специалистов, подключившись непосредственно к решению задач по преодолению кризиса в своей организации, поиску новых конкурентоспособных решений.  

3.      Учитывая высокую степень неопределенности ситуации в 2009 году разработать различные варианты тактики в области автоматизации, учитывающие как пессимистические, так и оптимистические сценарии, что даст возможность корректировать бюджет в зависимости от обстоятельств.

4.       Стараться не допускать уменьшения ИТ-бюджета большего или даже равного (в процентном отношении), чем общее сокращение издержек по предприятию. Привлекать на свою сторону все службы, заинтересованные в автоматизации, и доказывать, что практика равномерного снижения затрат по всем направлениям работы неэффективна. 

5.       Для поддержки рынка ИТ-услуг необходимо, учитывая интересы поставщиков, стимулировать повышение качества услуг с их стороны, рост профессионализма и снижение стоимости предоставляемых ими сервисов. Развивать партнерские отношения, нацеленные на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество.

Развитие ИТ

1.      Провести ревизию портфеля ИТ-проектов, расставив приоритеты с учетом принятых на предприятии антикризисных мер. В первую очередь усилия должны быть направлены на проекты, которые позволяют достичь прямых (а не косвенных) преимуществ и быстро реализуемы.

2.       При принятии решений о приостановке ИТ-проектов рассчитывать и показывать бизнесу издержки, которые могут возникнуть в связи с закрытием проекта, усилить технико-экономическую обоснованность открытия проектов, вовлекать в обсуждение проектов руководителей бизнес подразделений, для которых они реализуются.

3.       Пересмотреть планы проектов внедрения в сторону увеличения числа «реперных» точек с целью получения конкретных результатов на более ранних стадиях, что позволит снизить риски выхода за рамки бюджета.

4.       Повысить приоритет «легких», но важных для гибкости управления бизнесом продуктов – систем принятия решений и управления рисками, инструментов финансовой отчетности и консолидации данных, CRM, B2B, и интеграционных решений за счет уменьшения «тяжелых» и долгосрочных проектов в области внедрения комплексных ERP-систем.

5.      Уделить особое внимание аналитическим инструментам, позволяющим использовать уже накопленные на предприятии данные для быстрого получения новой и необходимой для управления информации, а также решениям, позволяющим в короткий срок получить экономический эффект (например, технологии энерго и ресурсосбережения в производстве).

6.      Принимать активное участие во внедрении систем менеджмента качества и оптимизации управления бизнес-процессами не только с точки зрения автоматизации, но и как полноправный участник их реального внедрения в практику корпоративных отношений. Быть пропагандистом не только внедрения ИТ, но и внедрения процессно-ориентированного подхода в своих организациях.

Операционные ИТ-затраты

1.       Необходимо уделить особое внимание сокращению издержек (как прямых, так и косвенных) на поддержку существующих систем и оборудования, так как это позволит сохранить долю затрат на развитие в ИТ-бюджетах, а также увеличит эффективность инвестиций в ИТ. При взаимодействии с поставщиками находить более гибкие схемы оплаты и финансирования.

2.      Обеспечить внедрение проектов или улучшение в области стандартизации ИТ-систем и постановки ИТ-процессов. Это важные резервы снижения затрат, а проекты по стандартизации могут быть проведены достаточно быстро и недорого.

3.    Уделить внимание системам виртуализации и консолидации ресурсов, а также внедрению систем управления ИТ-инфраструктурой. Технико-экономическое обоснование таких проектов, как правило, не вызывает проблем.

4.      Учитывая вероятное снижение расходов на обучение формировать на своих предприятиях собственные корпоративные «университеты» (заключая договоры с профессиональными центрами), внедрять дистанционные автоматизированные системы обучения.

5.      Сокращение сотрудников своих служб проводить осторожно и только за счет реального «балласта». Сохраняя команду, необходимо повышать мотивацию сотрудников, настраивать их на результат. При невозможности избежать сокращений, целесообразно кооперироваться с поставщиками услуг аутсорсинга, передавая им квалифицированные кадры. Выживать в условиях глобального кризиса можно только сообща, а не за счет друг друга.

         Эксперты уверены, что условия кризиса дают дополнительный шанс повышения роли ИТ и статуса руководителей ИТ служб как на предприятиях, так и в обществе в целом. Эксперты призывают всех ИТ-директоров не ограничивать себя только собственными проблемами, активно обмениваться опытом с коллегами, участвовать в общественной жизни, пропагандировать прогрессивные идеи в области информационных технологий.

По поручению Совещания

Директор Союза ИТ-директоров                                         Е. Максимова

Ведущие: Славин Борис (НПФ " Благосостояние", Председатель Правления СоДИТ), Зимин Константин (Intelligent Enterprise). Участники совещания: Алтухов Дмитрий (ЗАО " Оптикон"), Аншина Марина (Сибур-Русские шины, председатель комитета СоДИТ), Бордюже Валерий (Пермский СИО Клуб, председатель Консультационного Совета СоДИТ), Волков Николай (ИРКУТ "Научно-производственная корпорация"), Герман Александр (Бэринг Восток Кэпитал Партнерс), Квасов Александр (Клуб ИТ директоров НН, член СоДИТ), Коротков Андрей (АНХ, председатель комитета СоДИТ), Львова Галина (SUKHOI Civil Aircraft), Шикалов Никита (OBI), Постовалов Андрей (TNT), Слесаренко Марина (1С), Товбин Илья (Wrigley), Чуприк Денис (ТК «Красный Куб»), Шевченко Владимир (ABB), Колесников Юрий (Национальная Логистическая Компания), Галкин Алексей (IBM), Доронин Роман (ООО "Инвестстек"), Минин Виктор (АЗИ сопредседатель комитета СоДИТ), Кульков Сергей (Лаборатория Касперского).