27.06.2010

Как построить завод

Сразу хочу оговориться — конечно, не завод. Или, точнее сказать, не весь завод. Из этой статьи вы вряд ли узнаете, как строятся заводы. Я расс кажу о трудностях, с которыми мы встретились во время строительства, о проблемах, которые пришлось решать быстро и зачастую самым нетривиальным способом. Но начинать надо не с этого.

В соответствии с Федеральным законом « О б особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. (№ 116-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 782 было принято решениео создании на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленнопроизводс твенного типа площадью свыше 10 кв. км. Немногим позже учредителями ООО «Чагодощенский стеклозавод и К» было принято решение о строительстве на территории этой особой экономической зоны второго стекольного завода. Место было выбрано, как на тот момент нам казалось, очень удачно — рядом с поселком Матырский, прямо через дорогу. 

Первые шаги

Если опустить все формальности, то непосредственно строительство началось в июне 2006 г., когда на чистое, нескошенное поле был загнан первый трактор. Не было тогда ни забора, ни отметок о том, что где-то тут организована особая экономическая зона — одна маленькая тропинка по указателю на кладбище «Матырское», которое располагалось как раз рядом с границей ОЭЗ. Тогда же в поселке Матырский в помещении ЖЭК №7 на втором этаже я прикрепил распечатанный листок с надписью ООО «ЧСЗ-Липецк».
Как и у всех проектов, начало было достаточно сумбурным, но взрывным. Котлован становился больше, а в ЖЭКе росли как на дрожжах рабочие места. Не прошло и месяца, как уже было занято 4 помещения, работников стало больше 20. Сети прокладывались спонтанно, быстро, и сейчас с уверенностью можно сказать, что в поселке Матырский стоит ЖЭК с самой сложной и разветвленной информационной сетью в стране. Мы не успевали обеспечивать нужды растущего строительства инфраструктурой с достаточным качеством и отказоустойчивостью. Первые проблемы возникли со скоростью доступа к базе. Начальная конфигурация не имела локальных серверов, доступ обеспечивался через каналы VPN в Вологодскую область на серверы головного предприятия. К слову, канал в 2 Мбит по технологии ADSL (да, да, не забывайте — 2006 г. и Липецк) не слишком располагал к комфортной работе. За первым сервером сразу последовал второй, и вскоре в уголке коридора, отделенном железной перегородкой, была смонтирова-
на маленькая стойка, куда переехали все необходимые сервисы. К тому времени мы уже занимали половину второго этажа и часть первого. И офис, и стены завода росли как на дрожжах. 

Трудовые будни

На стройке не все шло гладко, уровень грунтовых вод оказался немного не таким, каким представлялся по измерениям. По мере
закладки фундамента количество воды становилось все более устрашающим, и в какой-то момент появилась угроза подтопления
расположенного по соседству кладбища. Поэтому одновременно с воздвижением стен росло и озеро, куда ежедневно откачивалась вода. Шли дни и месяцы, ближе становилась зима. Прикладывались неимоверные усилия, чтобы успеть воздвигнуть стены и накрыть их крышей до холодов. Начались поставки первого оборудования. Руководство принимает решение разместить временные рабочие места кладовщиков и приемщиков в помещении недостроенной пультовой первого цеха. Выбор Radio-Ethernet от сотового оператора для этой цели был ошибочным, так как уже в первый месяц трафик (безлимитных соединений тогда еще не практиковали) намного превысил разумные пределы, а качество оставляло желать лучшего. Антенна для беспроводного соединения была размещена на технологической площадке дымовой трубы первого цеха, которая к тому времени уже была построена. Высота трубы составляла 67 м, что позволило нам использовать то же оборудование для прокладки 10-Мбит канала прямо с серверной ЖЭКа. Таким образом, уже в начале зимы мы установили на площадке первый соединительный шкаф с доступом к основным сервисам. Для охраны завозимого оборудования мы установили систему видеонаблюдения. Это была немного странная система. Плюсом было использование аналоговых камер, для которых длина кабеля имеет меньшее значение, чем для IP-камер. Но на этом плюсы заканчивались. Сервером для этой системы подрядчики почему-то считали обычный PC с установленными туда видеоплатами. К середине зимы он постоянно норовил замерзнуть и перестать работать. Сначала это казалось несерьезным недостатком, и мы не слишком обращали внимание на проблемы с устойчивостью системы, и после запуска цеха система была переконфигурирована, а количество камер увеличено почти до 30-ти. Но отказоустойчивости так и не удалось добиться, и в конце 2007 г. мы приняли решение поменять оборудование видеоконференцсвязи. Для новой системы приобрели IP-камеры, а для уже установленных старых были использованы IP-серверы. Число камер в новой системе увеличилось до 64. Но вернемся к стройке…

Шторм в сети

Основное здание двух цехов, пультовые, помещения стекловарки, стоящее рядом здание составного цеха, строящиеся склады —
все это надо было соединить в единую надежную вычислительную сеть. Хотелось сделать все правильно, при этом используя сразу те решения, которые применялись во время строительства. Основные действия по соединению пультовых и стекловаркия предпринял еще до появления офисных помещений. Во время строительства работы проводились стихийно и быстро, но мне все-таки удалось уместить их в единый план построения сети. Конечная структура проявилась только после выделения помещений под офис и отдельной серверной комнаты. Центральный шкаф, установленный в начале строительства, стал центральным узлом левого крыла и соединялся с новой серверной посредством оптоволоконного кабеля. Через него впоследствии были подключены все помещения левого крыла. Коммуникационное оборудование мы использовали самое недорогое, свитчи простые, непрограммируемые. Все это и стало причиной первого на моем опыте «шторма». «Штормом» в сети обычно называют большое, ла-
винообразное количество широковещательных сообщений о недоступности услуги, посылаемых обычно сетевыми устройствами. Замечу, что причина заключалась не в строении сети и не в сложности коммуникационного оборудования. Как это обычно бывает, в таких ситуациях причиной стал давно забытый маленький 8-портовый свитч, подключенный по временной схеме для обеспечения работоспособности трех рабочих мест в одном из удаленных помещений. Присоединенная к нему беспроводная точка доступа надолго парализовала работу всех компьютеров левого крыла. Вот тут как раз сыграл роль неуправляемый свитч центрального шкафа, который, в отличие от своих управляемых собратьев, вырубился полностью вместо того, чтобы отключить только одно гнездо. Поиск такой неисправности очень непрост, даже если есть навыки решения подобных ситуаций. Нам же ничего не оставалось, как
последовательно отключать каждый провод и тестировать работоспособность сети. Затруднение вызывал еще и тот факт, что при подключении устройства, вызывающего «шторм», отключение происходит не сразу. На решение этой проблемы у нас ушло более 4 часов, во время которых была парализована большая часть компьютеров, занятых оформлением отгрузочных документов. Впоследствии «временные» решения для подключения дополнительных устройств были запрещены, и для каждого устройства мы прокладывали отдельные соединения, а при подключении новых помещений количество соединений считалось с учетом «запаса».

Вчера и сегодня

Зато с выбором учетной системы нам повезло. Уже к началу строительства у нас был опыт внедрения системы управления на головном предприятии. Метод учета затрат использовался такой же, как и при реконструкции цехов первого завода. Оставалось только зеркально перенести способы работы на новое предприятие. Не скажу, что все было легко и просто, даже с учетом опыта предыдущего проекта и знаний его участников. Так, одним из правильных решений было наладить систему командировок сотрудников головного предприятия для обучения вновь принятых работников. Но вернемсяк стройке. Прошла зима, наступила весна, а на площадке уже вовсю шел монтаж оборудования. Сроки установлены были очень жесткие. Одновременно велся монтаж стекло формующих и контрольных машин и упаковки. Бригады из разных стран действовали слаженно и быстро, хотя многие из них не верили, что построить завод можно за такие сроки. Тем не менее, первая продукция сошла с конвейера 8 мая. Еще оставалось много работы, но продукция уже производилась, а значит, завод начинал давать прибыль. С тех пор прошло уже достаточно времени. Достроен первый цех, установлено все вспомогательное оборудование, построен второй цех, точно такой же, как первый, появились еще два складских помещения. Завод вошел в мерный ритм работы, и уже давно нет той гонки, которая присутствовала во
время строительства. Но все мы отлично помним то время, когда с лица не сходило неповторимое выражение «обреченности на успех».

Источник: IT Manager №5