Вступить в Клуб Войти
Введите логин
Введите пароль
напомнить пароль

Будущее не для всех

05.06.2013
БУДУЩЕЕ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

В Санкт-Петербурге на Форуме "Университет будущего" обсудили применение технологий  в образовании

Через пару де­сят­ков лет во мно­гом бла­го­да­ря раз­ви­тию и внед­ре­нию ин­фо­ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий в мире может остать­ся толь­ко 20 уни­вер­си­те­тов, а осталь­ные за­кро­ют­ся или со­льют­ся с более силь­ны­ми. Такое пред­по­ло­же­ние про­зву­ча­ло на про­шед­шем в Пе­тер­бур­ге фо­ру­ме по ин­фор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям в об­ра­зо­ва­нии «Уни­вер­си­тет бу­ду­ще­го» из уст Ки­рил­ла Кор­ни­лье­ва, ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра IBM в Рос­сии и стра­нах СНГ. Ме­ша­ю­щие про­грес­су язы­ко­вые ба­рье­ры будут пре­одо­ле­ны с по­мо­щью средств ав­то­ма­ти­че­ско­го пе­ре­во­да. Прав­да, Кор­ни­льев со­слал­ся на «неко­то­рые го­ря­чие го­ло­вы», а, зна­чит, сам вряд ли верит в то, что уни­вер­си­те­тов будет столь мало. Од­на­ко ни он, ни дру­гие до­клад­чи­ки фо­ру­ма «Уни­вер­си­тет бу­ду­ще­го» не со­мне­ва­ют­ся, что ко­ли­че­ство вузов будет стре­ми­тель­но со­кра­щать­ся, а уни­вер­си­те­ты в ны­неш­нем виде во­об­ще ис­чез­нут.


Ки­рилл Кор­ни­льев: «Неко­то­рые го­ря­чие го­ло­вы утвер­жда­ют, что через пару де­сят­ков лет в мире оста­нет­ся всего лишь при­мер­но 20 университетов»

Ор­га­ни­зо­вал форум Санкт-Пе­тер­бург­ский клуб ИТ-ди­рек­то­ров при под­держ­ке Рос­сий­ско­го cоюза ИТ-ди­рек­то­ров и Ко­ми­те­та по ин­фор­ма­ти­за­ции и связи Санкт-Пе­тер­бур­га. Для ме­ро­при­я­тий, ко­то­рые про­во­дит эта ор­га­ни­за­ция, весь­ма ха­рак­тер­ны сме­лые и порой даже про­во­ка­ци­он­ные заявления.

От­ча­сти сти­хий­ный про­цесс

Со­от­вет­ству­ю­щие транс­фор­ма­ции уже про­ис­хо­дят в мире и в Рос­сии. Ко­ли­че­ство вузов со­кра­ща­ет­ся за счет укруп­не­ния тех уни­вер­си­те­тов, ко­то­рые ак­тив­но внед­ря­ют ин­фор­ма­ци­он­ные технологии.

Про­цесс обу­че­ния кар­ди­наль­но ме­ня­ет­ся даже в шко­лах. При этом ино­гда сти­хий­но и без уча­стия чи­нов­ни­ков Ми­ни­стер­ства об­ра­зо­ва­ния и ру­ко­во­ди­те­лей учеб­ных за­ве­де­ний. «Школь­ни­ки уже не дик­ту­ют, что им за­да­ли, тому, кто не был на уроке или не за­пи­сал. Они пе­ре­сы­ла­ют фото со школь­ной доски, на ко­то­рой на­пи­са­но за­да­ние. Недав­но дочка по­про­си­ла объ­яс­нить до­ка­за­тель­ство одной тео­ре­мы. Пока я минут 15 думал, вспо­ми­нал, она нашла объ­яс­не­ние в YouTube и все по­ня­ла», — рас­ска­зал Корнильев.

Вузы вы­нуж­де­ны ис­поль­зо­вать со­вре­мен­ные ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии непо­сред­ствен­но в про­цес­се обу­че­ния, у них нет дру­го­го вы­хо­да. В про­тив­ном слу­чае они не со­хра­нят свои по­зи­ции и не смо­гут при­вле­кать абитуриентов.

В на­сто­я­щее время про­грам­ма ба­ка­лаври­а­та успе­ва­ет уста­реть уже за время обу­че­ния по ней сту­ден­та. Без ИТ опе­ра­тив­но ее об­нов­лять невоз­мож­но. Кроме того, технологии  поз­во­ля­ют обес­пе­чи­вать ите­ра­тив­ность и по­сто­ян­ный лич­ный кон­такт пре­по­да­ва­те­ля и сту­ден­та, что спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию ли­дер­ских ка­честв. Со­глас­но ин­фор­ма­ции IBM, такие ка­че­ства де­фи­цит­ны и крайне важны в со­вре­мен­ной ми­ро­вой эко­но­ми­ке, в ко­то­рой до­ми­ни­ру­ют сер­вис-ори­ен­ти­ро­ван­ные ком­па­нии. Осо­бен­но слож­но об­сто­ят дела с их фор­ми­ро­ва­ни­ем в рос­сий­ской си­сте­ме выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рая дает непло­хое си­стем­ное мыш­ле­ние, но имеет про­бле­мы с обу­че­ни­ем управ­ле­нию проектами.

Тех­но­ло­гии также могут ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся для кон­тро­ля ка­че­ства обу­че­ния и об­ра­зо­ва­тель­ных услуг. Ком­па­ния Polycom пред­ло­жи­ла при­ме­нять тех­но­ло­гии ви­део­свя­зи и ви­део­сер­ви­сы, уже предо­став­ля­е­мые из об­ла­ков, не толь­ко для са­мо­го про­цес­са обу­че­ния, но и для предот­вра­ще­ния про­даж на­уч­ных сте­пе­ней. «От­кры­тость яв­ля­ет­ся одним их самых эф­фек­тив­ных ме­то­дов борь­бы с кор­руп­ци­ей во всем мире. В вузах от­кры­тость можно обес­пе­чить путем ви­део­транс­ля­ций за­щи­ты дис­сер­та­ций, сде­лав эти транс­ля­ции до­ступ­ны­ми для лю­бо­го поль­зо­ва­те­ля Ин­тер­не­та», — за­явил Сер­гей Хо­мя­ков, ви­це-пре­зи­дент Polycom в Рос­сии и СНГ.

По сло­вам Ар­се­ния Та­ра­со­ва, ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра Adobe Systems в Рос­сии, стра­нах СНГ и Ближ­не­го Во­сто­ка, 97% сту­ден­тов пред­по­чи­та­ют по­лу­чать зна­ния в циф­ро­вом виде. Как до­ба­вил Та­ра­сов, скоро даже пища, воз­мож­но, ста­нет циф­ро­вым кон­тен­том, по­сколь­ку НАСА объ­яви­ла кон­курс на со­зда­ние 3D-прин­те­ра, ко­то­рый будет рас­пе­ча­ты­вать еду для космонавтов.

Рик Ван Сент, ви­це-пре­зи­дент по e-learning аме­ри­кан­ской ком­па­нии Blackboard, имеет 35-лет­ний опыт ра­бо­ты в уни­вер­си­те­тах (он сов­ме­ща­ет ра­бо­ту в ком­па­нии с пре­по­да­ва­тель­ской де­я­тель­но­стью) раз­лич­ных стран и счи­та­ет, что все из­ме­не­ния в си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния свя­за­ны с он­лайн-обу­че­ни­ем, ко­то­рое где-то удач­но при­ме­ня­ет­ся, а где-то не очень.

По его сло­вам, он­лайн-кур­сы, ши­ро­ко ис­поль­зу­е­мые уни­вер­си­те­та­ми, — яв­ле­ние со­всем новое, ко­то­ро­му год-два. Их внед­ре­ние стало воз­мож­ным бла­го­да­ря жест­кой внут­рен­ней кон­ку­рен­ции между уни­вер­си­те­та­ми, тех­но­ло­ги­я­ми и по­став­щи­ка­ми решений.

Од­на­ко если нет чет­ко­го плана, то все тех­но­ло­гии, ис­поль­зу­е­мые в об­ра­зо­ва­тель­ном про­цес­се, нель­зя будет ин­те­гри­ро­вать, а, зна­чит, они будут во мно­гом бес­по­лез­ны. Ван Сент про­де­мон­стри­ро­вал схему с ар­хи­тек­ту­рой ор­га­ни­за­ции он­лайн-обу­че­ния в одном из круп­ней­ших уни­вер­си­те­тов США. Она вы­гля­де­ла очень за­пу­тан­ной и непо­нят­ной. Чтобы разо­брать­ся с ней, при­ш­лось вве­сти новую долж­ность ИТ-менеджера.

Ком­па­ния Blackboard раз­ра­бо­та­ла од­но­имен­ную плат­фор­му, ко­то­рая поз­во­ля­ет сде­лать ар­хи­тек­ту­ру ор­га­ни­за­ции он­лайн-обу­че­ния более про­стой. Ван Сент утвер­жда­ет, что эту плат­фор­му уже ис­поль­зу­ют 72% уни­вер­си­те­тов из числа 200 луч­ших в ми­ро­вом рейтинге.

Дмитрий Желвицкий

Другие публикации