31.08.2006

Очередное заседание

31 августа 2006 года в ресторане отеля «Братья Карамазовы» состоялось очередное заседание клуба директоров по ИТ предприятий Северо-Западного региона - “SPb CIO Club”.


Первая часть заседания была посвящена выступлению Олега Гейдарова «1С проекты от начала до утилизации». Зачастую внедрению ERP-систем, заканчиваются неудачей из-за нечетко сформулированных целей, отсутствия устава и план-график проекта, недостаточного участия в проекте той части персонала компании которую он затрагивает, помимо ИТ и т. д..

Об основных причинах неудач, по которым проваливаются ERP-проекты в России сказано не мало. С выходом платформы 8.0, которая позиционируется, как ERP-система для средних предприятий компания 1С вышла на новый рынок. В своем выступлении докладчик рассмотрел особенности проектов внедрения 1С. Цели проекта внедрения, которых хочет достичь компания, при внедрении 1С двойственны. Например, молодая растущая компания декларирует цель «Уйти от амбарной книги» подразумевая на самом деле, что внедрение 1С улучшит ее бизнес-процессы. «Хитрая» компания - в первую очередь ориентируется на стоимость системы, которая по соотношению функционал/стоимость существенно дешевле других ERP систем, но в тоже время хочет результатов сравнимых с более зрелыми аналогами - «Такая замечательная и недорогая система, давайте ее попробуем». «Бедные компании» - могут декларировать все что угодно, но при внедрении основной причиной являются минимальные средства, вложенные в проект. Компании этого типа подразумевают - «Рискну. Немного денег, но хоть что-то получу от внедрения». В компании, которая теряет управление причины самые разные.

Высокая самостоятельность поставщиков отраслевых решений, ограниченный набор решений для платформы 8.0 и недостаток опытных внедренцев (франчайзи), а также слабая развитость методики внедрения затрудняют внедрение системы. Легкость доработок базовых продуктов порождает массу соблазнов. Однако легкость доработок это и преимущество 8.0 перед ERP конкурентами. Зачастую при доработках в качестве технического задания берутся бизнес-процессы «как есть», не создается концепция проекта, и сложность вытекающих из них доработок осознается только в конце их выполнения, тем самым проект из проекта внедрения превращается в проект развития. Все это в итоге влияет на целость получаемой системы, стоимость и сроки внедрения. 

Далее докладчик остановился на мерах принятие, которых уменьшит вероятность не успеха проекта. Например, это включение в документацию проекта помимо договора, устава проекта и спецификации этапов, таких документов как концепция, описание рисков, связанных с вводом новой системы в эксплуатацию и документа «Стратегия запуска». 

При выполнении проекта трудности возникают и при разделении проекта между сторонами заказчика и исполнителя. Олег показал, что аутсорсинг это не панацея и ряд задач проекта категорически не следует передавать стороне исполнителя. На завершающих стадиях компании необходимо выбрать: передавать ли сопровождение продукта на аутсорсинг или изымать проект у консультанта и выполнять дальнейшую поддержку КИС самостоятельно. Выбор между собственной командой поддержки или аутсорсингом это проблема баланса между двумя различными группами издержек и рисков. 

При изъятии проекта у консультанта возникает ряд специфических угроз, поэтому исключать подрядчика из проекта необходимо только после завершения критических фаз проекта и восполнения недостающих компетенций у собственной команды сопровождения. 

Подготовка пользователей является важной составляющей успеха проекта. Эту часть работы может взять собственная команда. Готовность пользователей к работе в новой системе зависит от степени участия в проекте и различия процессов в новой и старой системе. Обучение бывает предпроектным, постпроектным, многоуровневым, на этапе опытной эксплуатации. На завершающем этапе возникает потребность в центре поддержки пользователей 1С, администраторы бизнес-приложений, подготовке внутренних консультантов в подразделениях, исправлении ошибок пользователей в системе. При выступлении Олега ИТ директора дополняли его тезисы примерами из собственного опыта внедрений и задавали уточняющие вопросы. Много вопросов было задано ему и после выступления.



Вторая часть выступления была посвящена выступлению Натальи Бочаровой директора Интернет-проекта е-Профессионал.ру «Технологические команды менеджеров: формирование, эффективный поиск и зоны развития»

В такой высокотехнологичной сфере как ИТ, где к сотрудникам предъявляются повышенные требования, подбор персонала очень важен. В своей презентации докладчик ответила на важные вопросы по подбору ИТ-персонала: разделение обязанностей отдела кадров и ИТ-менеджера в подборе персонала, функции ИТ-менеджеров, обзор источников найма, особенности «интеллектуального» рынка труда. 

По мнению ведущих западных ИТ-руководителей главенствую роль в подборе персонала должен играть ИТ-менеджер, а отдел кадров должен играть в этом процессе вспомогательную (техническую) роль - размещение объявлений, созвонка с кандидатами и назначение собеседований и т.п. . В идеальном менеджере должны сочетаться 4 характера: генератора идей (предприниматель), эффективного исполнителя (администратор), производителя результатов, организатора людей (интегратор). 

Для менеджера важно умение управлять конфликтами, т.к. он собирает различных людей под своим управлением, между которыми и самим менеджером неизбежны конфликты. 

Наталья рассказала о принципах формирования эффективной команды, факторах мотивации и демотивации сотрудников. Остановившись на подборе персонала, докладчик рассказал, о том как сделать его более эффективным: об информации которую, прежде всего хотят знать о компании, правильном формировании объявления о найме, критерии по которым соискатели отдают предпочтение той или иной компании. 

При получении информации о компании соискатели могут получать ее из различных внешних источников причем компания может управлять только 12%, может влиять еще на 30%, а остальные 50% информации неуправляемо. В Рунете ресурсы по поиску персонала включают в себя: специальные работные сайты (IT People), социальные сети (Webby, Мой круг), тематические площадки, контекстная реклама в поисковиках, информация о работе в блогах. 

Для увеличения количества профессионально подготовленных соискателей в своей «зоне интересов» необходимо проводить специальные мероприятия: программы аттестации и сертификации, специальные программы в ВУЗах, оказывать спонсорскую поддержку образовательных мероприятий, участвовать в технологических и карьерных выставках в центрах ИТ-развития. 

В завершении своего выступления Наталья привела список ресурсов, которые используют люди для поиска работы, стоимости поиска по этим источникам, привела рейтинг «работных» сайтов и рассказала о принципах эффективного найма сотрудников. По ходу выступления Наталья отвечала на конкретные вопросы ИТ-директоров, которые продолжили задавать их и после выступления, что подтверждает выражение: «Самое главное в компании - люди».


Участниками клуба являются более 170 руководителей ИТ-служб известных предприятий города. Приглашаем всех заинтересованных профессионалов вступить в клуб и принять в его работе активное участие. Ждем Ваших вопросов и предложений по адресу belousov@spbcioclub.ru или на сайте клуба www.spbcioclub.ru 

Поддержку клуба осуществляют компании: IBM, LWCOM, 1С, APC, Тринити

Фоторепортаж