20.06.2011

Антон Думин, директор департамента ИТ, ЗАО «АЭМ-технологии»: «Из 13 в 30»

20 Июня 2011 года

Антон Думин, директор департамента ИТ, ЗАО «АЭМ-технологии»: «Из 13 в 30»

Не   для того чтобы узнать что-то новое…
Просто прочитать и вспомнить, как начиналась эра PC…

Интересно, а помните ли вы, как начинался ваш профессиональный путь? Когда впервые в руки попала какая-нибудь вожделенная мультикарта? Или первый собранный компьютер после долгих мучений наконец перестал противно пищать и показал приветственные слова «AMI BIOS»? Сейчас мои воспоминания почему-то кажутся такими простыми и приятными. Наверно, связано это, прежде всего, с тем беззаботным возрастом, когда это еще была не работа, а лишь детское увлечение.

Мое знакомство с компьютерами началось немного раньше, когда папа спаял первый «Радио 86 РК», «рецепт» которого был бережно вырезан из журнала «Радио» и тщательно вытравлен на печатной плате из редкого тогда металлизированного стеклотекстолита. Из него же у нас был выполнен и корпус. Он выглядел как немного потолстевшая клавиатура и «кушал» свои программы (конечно, игры) с кассетного магнитофона Sonata 211. Магнитофон был не самым хорошим, и иногда позволял себе жевать эти самые кассеты, которые в то время были на вес золота. Ведь переписанная на другую кассету игра запускалась уже с гораздо меньшим удовольствием, а, например, шахматы для загрузки весело шуршали своими неповторимыми «модемными» звуками 7 минут. И все-таки это было страшно занимательно. Это был настоящий праздник, когда папа неизвестно откуда приносил кассеты с новыми играми «на один вечер, чтобы переписать» и мы тщательно грузили их в «компьютер» чтобы потом с него переписать на свои. И уже тогда мы с братом мечтали о дисководах и дискетах «НГМД 360» или совсем недоступных тогда «НГМД 720».  Кстати, чтобы наказать нас за любую, существенную, по его меркам, провинность, отцу было достаточно забрать шнур соединения компьютера с магнитофоном на работу. Правда, это наказание оставалось действенным недолго, он сильно удивился, когда нашел среди наших вещей еще два тщательно спрятанных таких шнура. Кстати, пока писал эту статью, нашел эмулятор этого веселого компьютера и даже сумел запустить на нем игру «Питон». К сожалению, не смог долго играть, так как скорость замедлить так и не удалось. Вот уж не думал я в 86-м, что спустя 25 лет буду развлекаться этой игрой на Маке.

Первый компьютер

Время шло, а вместе с ним развивались технологии. В Купертино готовился к выпуску Apple Macintosh Classic, а нам с братом отец показал впервые привезенный в Россию Acorn Archimedes BBC A3000. Именно этот компьютер надолго поразил меня своей передовой функциональностью. Уже на тот момент он имел VGA display, трехкнопочную мышь и необычные «маленькие», но жесткие дискеты 3,5 дюйма. Его необычный для того времени графический интерфейс имел оконную структуру и хотя ни о какой многозадачности речи не было, все это было очень красиво. Ну а игры, конечно! Космическая «леталка» с генерируемой 3d-поверхностью планеты — в нее мы могли играть часами. «Лемминги» — об этой игре помнят все.  Именно для этого компьютера в те года была выпущена первая интерактивная библиотека русского музея на лазерном диске. Именно на лазерном, потому что выглядел он как большая пластинка и читался с двух сторон. Уже тогда можно было «побродить» по залам русского музея, нажимая на картины, чтобы рассмотреть их поближе и прочитать подробное описание. Все это крепко осело в моем сознании и надолго вперед определило направление моих растущих интересов.

А они росли. Уже в мои 11 мы с братом собрали из всяких, уже не помню, откуда полученных, запчастей Intel 386 SX40. Такой компьютер дома был серьезной роскошью и в нашей квартире надолго поселились наши школьные друзья. Время шло, и непрестанные «апгрейды» делали наш компьютер все мощней и работоспособней. Следующей вехой развития, наверно, следует считать появление первого, тогда еще внешнего, модема. С солидной скоростью 2400 Кбит/с (рука все пыталась написать Мбит) он позволил нам создать первый Multiplayer Game на стремительно набиравшей тогда популярность игре DOOM. Вообще, стоит сказать этой игре отдельное спасибо. Именно она обучила всех моих современников виртуозному обращению с мышью и надолго захватила наши умы. Чтобы записать эту игру, мне пришлось два раза проехать в метро с восемью дискетами 1.44 с записанным и заархивированным ценнейшим грузом. Естественно, как и у всех, одна или две части архива (тогда это был arj) не прочитались и, конечно же, мой друг стер эти архивы со своего компьютера, и второй раз пришлось везти полный комплект. «Нечитаемость» дискет объяснялась странными магнитными аномалиями метро, поэтому дискеты обязательно необходимо было заворачивать в фольгу (как еще заземлять, не придумали). Тем сильнее было ощущение счастья от распакованного и запущенного сокровища, обладатель которого сразу становился среди своих друзей авторитетным «геймером».

FIDO

К тому времени я уже поступил в учебное заведение с необычной формой проживания. Казарменное положение нас, курсантов, скорее радовало, потому как давало ощущение самостоятельности и независимости. И хотя начало пути было сильно обременено построениями, нарядами, уборками и разными другими обязательными атрибутами курсантской жизни, со временем мне удалось вернуться к моему любимому хобби. Где-то к середине первого курса мне сделали предложение, от которого я, конечно же, не смог отказаться, и которое окончательно изменило мою жизнь. Мне предложили стать лаборантом в лаборатории «технические средства обучения» или попросту ТСО. Со всеми вытекающими привилегиями. А привилегии были очень весомые: доступ к единственному на то время INTEL 386 SX40 и двум классам, заставленным уже на то время старушками IBM PC XT. В рамках рабочей провинности мы собирали из сломанных «икстишек» здоровые, колдуя на памятью, мультикартами и остальными комплектующими, зачастую, просто переставив местами платы, запускали и устанавливали машины для обучения, а в свободное время резались в любимые игры, собирая первую для этого учебного заведения компьютерную сеть. В нее тогда были включены всего три компьютера, но и этого хватало для проведения масштабных турниров.

Потом появилось FIDO. Я даже и не думал, что настолько интересным и захватывающем могло быть общение в Сети. Сначала это было последовательное посещение тогда еще немногочисленных BBS. Дозвониться и пообщаться, а иногда и обменяться какими-нибудь файлами было совсем непросто, но очень занимательно. Мы и сами не заметили, как это превратилось в стиль жизни. Особой радостью было получить свой первый адрес в питерской подсетке. Я тогда еще был просто point, но это уже давало возможность с гордостью носить значок 2:5030 купленный за безумные для меня тогда деньги. Ночами напролет мы подписывались на эхоконференции, обсуждали в Сети книги любимых писателей-фантастов и музыку. У меня появились друзья в Сети, которых я никогда не видел, но с удовольствием читал каждую ночь. Тем более забавно было встречать их на «сисопках», представляясь своим адресом.

Вообще FIDONET — это полностью любительская, бесплатная компьютерная Сеть для энтузиастов, которые не боялись заставлять свои модемы работать ночи напролет, чтобы связываться с другими узлами и обмениваться почтовыми пакетами, содержащими как личные сообщения, так и общение в эхоконференциях. Если провести аналогию, то звонок на BBS был похож на современный чат, личное письмо другому фидошнику — на современную электронную почту, а эхоконференция — почти один в один современный форум. Такие же тематические, имеющие своих модераторов и правила, зачастую более жесткие, чем современные правила форумов. По иерархии для прохождения почты так называемые Node, узлы Сети, общались друг с другом, передавая предназначенную для них отсортированную почту посредством модемных соединений. Point же подключался уже только к своему Node и забирал пакеты предназначенные только для него. Престижным считалось быть «нодой» с меньшим номером, это показывало, насколько давно этот системный оператор в сети. Поэтому мы, конечно, не отказались, когда нам с братом предложили принять в управление «ноду» из второй сотни питерских адресов. Это было жутко престижно и, к тому же, давало нам право подключать своих пойнтов. Недовольны этим фактом были только родители (а на тот момент станцию я уже перетащил домой), потому как уже с 10 вечера телефон начинал звонить без остановки и так продолжалось до 7 утра. Со временем появились «умные» телефоны с АОН, которые умели выключать сигнал звонка автоматически, но определенные неудобства, конечно, такая работа сети все равно приносила.

Эту же технологию FTN-сетей я применил на своей первой работе для организации системы обмена данными между точками распределенной сети оптовых продаж. Также ночью компьютеры на складах запаковывали базу, звонили в центральный офис и пытались ее передать. Телефонные линии в то время не отличались особым качеством, поэтому сеансы связи не всегда оказывались успешными, но все равно это было нашей маленькой победой: общегородская частная сеть передачи данных, работающая в автоматическом режиме.

Всемирная паутина

А тем временем свое победное шествие по планете продолжал его величество Интернет. Интересно то, что когда мой друг показал мне первый раз страницу Yahoo, загруженную в тогда еще популярном браузере Netscape, и сказал, что здесь реально можно найти все что хочешь, это не произвело на меня абсолютно никакого впечатления. Найти можно было все только там, у нас мы ничего найти не могли. Тогда в Интернете были представлены только страницы провайдеров, да и то лишь для целей статистики. Поразило меня позднее другое — чаты. Тогда еще только иностранные, но это было действительно поразительно, на другом конце света кто-то пишет, и ты сразу, в реальном времени. можешь ему ответить. В сравнении с тогда уже обыденным для нас FIDO, где ответ приходил зачастую только на следующий день, это было верхом современных технологий. А когда мне подарили первый логин и пароль для доступа в Интернет, мир в очередной раз повернулся вокруг себя и изменился. Мы пропали в дебрях IRC, MIRC, и уже ставшего тогда популярным ICQ.

Дальнейшее сейчас вспоминается немного туманно. Помню, мы научились писать компакт-диски, очень этому радовались, привыкали к формату mp3, который сделал музыку по-настоящему доступной, и еще много другого, что раз за разом делало нашу жизнь более простой и удобной. Интернет постепенно вытеснял из нашей жизни FIDO, пока однажды мы торжественно не погасили нашу «ноду». Ночные звонки еще долго мучили нас по ночам, но раздавались они все реже и реже.

Регионы

Как то пасмурным осенним вечером меня вызвал к себе собственник бизнеса, в котором я работал на тот момент, и поведал историю про строящийся завод в вологодской области. Якобы недалеко совсем и, дескать, съездил бы ты посмотреть, как там дела с компьютерами.  Когда я выезжал из города и начинал считать ямки на мурманском шоссе, еще не предполагал, что мир решил в очередной раз повернуться вокруг себя и измениться.

Все, что мы имели на тот момент в Петербурге — коммутируемый доступ в Интернет дома, достаточно быструю связь на работе, сотовую связь, работающую почти везде, но все это применимо тогда было только для города. В регионы прогресс шествовал неохотно, и к моему приезду на большом, по моим понятиям заводе, было всего 13 компьютеров и два сервера. И абсолютное отсутствие какого либо доступа в Сеть. Не было ни сотовой связи (она прекращала работать где-то под Тихвином), ни Интернета. Телефонные компании в то время еще не ощущали себя провайдерами такого вида услуг, а других там попросту не было. Для связи с сотрудниками мы использовали радиотелефоны производства Senao с установленными на башне антеннами. Работали они в радиусе примерно 15 км, что с запасом перекрывало весь обитаемый район. Этакая маленькая мобильная сеть просуществовала достаточно долго, до прихода в район сотовых операторов.

С Интернетом было немного сложнее. Сперва мы настроили сервер на коммутируемый доступ в СПб. Уже тогда безлимитный доступ через модем стоил не таких уж больших денег, основные расходы приходились на междугородние звонки. С течением времени скорости такого соединения перестало хватать катастрофически, и было принято решение об установке спутникового доступа в сеть.  Тогда 1,5 Мбит — скорость, которая будоражила наше воображение. Особенностью данной технологии было то, что через спутник осуществлялся  только прием сигнала, запросы же отправлялись по все еще существующему тогда коммутируемому соединению. Таким образом, скорость на отправку все равно была невысокой. И все-таки это был прорыв. Мы сняли ограничение по количеству пользователей, имеющих доступ в Интернет, и это позволило нам стать самим импровизированным провайдером. И хотя платы за доступ в сеть мы не брали, получить такой доступ мог любой сотрудник нашего предприятия. Поначалу все шло не так бодро, как мне хотелось бы. У многих попросту не было дома компьютеров, а купить их можно было только в больших городах. Прошло немало времени, прежде чем мы нарастили базу таких клиентов хотя бы до 30. Постепенно мы наладили доставку недорогих компьютеров из Петербурга, каждый из которых обязательно комплектовался модемом. К тому времени в районе появился первый провайдер, и мы получили выделенный канал аж на 32 Кбит/с. По скорости он не сильно отличался от модемного, но отсутствовали задержки, связанные с набором междугороднего номера. Приятно было наблюдать возрастающий интерес к Сети, развитие которой тоже не стояло на месте. Рунет к тому времени уже начинал походить на то, что мы привыкли видеть в своих браузерах.

С тех пор прошло больше 10 лет. В том поселке теперь есть все атрибуты большого города, даже пробки на центральном перекрестке. Мир, каким мы его знали тогда, уже канул в бездну времени, а на смену ему пришла эра маленьких устройств, умеющих делать все то, что делали тогда наши компьютеры, и даже намного больше. И развитие технологий не останавливается ни на секунду. Тем приятнее иногда вспомнить, как начиналась у нас компьютерная эпоха — Эра PC.