• Кирилл Алифанов, к. э. н., ИТ-директор, ОАО «Атомэнергомаш»: «На работу — с собственным орудием»
14.11.2011

Кирилл Алифанов, к. э. н., ИТ-директор, ОАО «Атомэнергомаш»: «На работу — с собственным орудием»

Концепция BYOT/BYOD (Bring Your Own Technology/Device — «Принеси собственную технологию/устройство на работу») в последнее время необыкновенно широко стала обсуждаться в западной прессе. В какой-то мере ее можно отождествить с некой «корпоративной антистандартизацией». Конечно же, она не направлена на то, чтобы подорвать тезис об эффективности применения стандартов. Чтобы не допустить этого, в ней, безусловно, многое учтено. Но говорить лишь об одних преимуществах ее использования тоже пока рано.

Завершение первого десятилетия XXI  в. ознаменовалось появлением аббревиатуры, отражающей то, к чему информационные технологии и люди, внедряющие эти технологии в жизнь, стремились с момента их появления. Предлагается дать людям (пользователям, сотрудникам) возможность выбирать и использовать те технологии и устройства, которые удобны им. Далее я буду использовать только термин BOYT, так как, на мой взгляд, «технология» — это более широкое понятие, включающее в себя и устройства в том числе.

Конечно, данный тренд появился не сам по себе, а благодаря насыщению рынка большим количеством user friendly мобильных устройств, существенно упрощающих как доступ сотрудников к корпоративным сервисам, так и использование этих устройств в личных целях. Тренд, как это часто бывает, пришел к нам с Запада. Как показывает история, начиная с Христофора нашего Колумба, привезшего с Запада табак, далеко не все занесенное с Запада в итоге приносит пользу. Ниже представлены раздумья — действительно ли BOYT принесет увеличение эффективности работы сотрудников компании, не ограниченных корпоративными технологиями или устройствами, а выбирающими все перечисленное на свой вкус и цвет? Не стоят ли за лозунгом «все для людей» существенные риски для компании? Является ли BYOT той палочкой-выручалочкой, которая может открыть перед ИТ-директором новые горизонты для предоставления ИТ сервисов, в немалой степени ориентированных на пользователей?

Итак, что же декларируется в качестве плюсов в BYOT? Для пользователей прежде всего это возможность обеспечить для себя максимально комфортные условия работы — здесь речь и о мобильности устройств, и об эргономичности. Для компаний в качестве основных плюсов позиционируются снижение затрат на инфраструктуру, техническое обеспечение пользователей. Но все таки самым главным плюсом для компаний можно считать увеличение лояльности сотрудников к компании за счет лояльности компании к сотрудникам в части технического обеспечения.

Более того, внедрением и использованием принципов BYOT стало модно оценивать прогрессивность ИТ-директора (речь в основном идет об опыте зарубежных коллег).

В чем же заключается специфика BYOT для CIO?

• Безопасность информации. Это один из основных факторов, останавливающих внедрение BYOT. Однако для решения этого вопроса, а также для успокоения владельцев и топ-менеджеров можно предложить решение, позволяющее не сохранять и не держать никаких рабочих данных на технике сотрудника, — все данные лежат в облаке, работа с ними происходит на удаленных серверах. Все основные глобальные вендоры данных решений уже либо подготовили специальное программное обеспечение, либо вот-вот выпустят необходимые продукты.

• Инфраструктура. Конечно, нельзя просто начать включать в сеть устройства извне, с непонятно каким установленным ПО, возможными вирусами и пр. Поэтому потребуются существенные изменения как в инфраструктуре предприятия, ПО, так и в принципах предоставления оборудования.

• Поддержка. Тут важно договориться с бизнесом заранее, что при переходе на BOYT, в связи с большим количеством разношерстных устройств, может возникнуть падение качества в обслуживании.

• Регламентирующие документы, описывающие, как «по новому» происходит процесс взаимодействия пользователей и ИТ в части технического обеспечения.

Но помимо требований к ИТ, появляются и несколько иные требования к пользователям данных технологий. Так, к примеру, наверняка многие ИТ-директора столкнулись с необходимость «помогать» пользователям в настройке оборудования на платформах Android, iOS и пр. Однако в случае с BYOT и поддержкой такого разношерстного парка решение возможно только одно. До внедрения необходимо прозрачно и однозначно договориться с пользователями, что раз техническое решение для себя выбирают они, то и знать о работе того или иного гаджета или ноутбука они должны достаточно. Если честно, думаю, что это все равно не особо поможет, но должно снизить количество претензий в итоге. С другой стороны, если пользователь выбрал то или иное решение и разбирается в нем, то для ИТ остается работа только по выдаче забытых паролей и накатыванию обновлений — в технической поддержке устройства пользователь должен разобраться сам. В общем, в случае с BYOT ответственность за поддержку устройств и технологий делится между ИТ и пользователями почти поровну.

Кто же платит за технологии и устройства, принесенные пользователями для работы? Здесь есть различные варианты решения. Так, некоторые компании выделяют сумму денег сотрудникам для покупки устройств. Например, раз в три года выделяется определенная сумма денег на приобретение необходимого для пользователя устройства. При этом сотрудник может добавить из своего кармана и купить что то получше — это несомненный плюс. Что можно предложить в качестве альтернативы?

Ограничения?

Говоря о свободе выбора и демократии, нельзя не усомниться в отсутствии ограничений. Для BYOT эти ограничения могут заключаться в следующем — работа с коммерчески ценными данными все же должна быть ограничена — риск информационной безопасности в данном случае здесь высок, несмотря на возможные меры, типа хранения данных только на серверах, удаленного уничтожения всей (или только рабочей) информации на устройстве и пр. Также, скорее всего, не может быть и речи о подключении BYOT-устройств к производственным линиям и к устройствам, от которых зависит человеческая жизнь.

Экономия?

По результатам различных исследований, в которых участвуют такие гиганты, как Motorolla, однозначного ответа об экономии за счет внедрения BYOT нет. Мне, кажется, экономия у кого то появляется из за того, что ее «правильно» посчитали. Те же предприятия, у которых не получилось экономии за счет внедрения данной новой технологии, говорят, что для них это прежде всего возможность показать своим сотрудникам лояльность со стороны компании и таким образом мотивировать на увеличение эффективности труда. Хотя тут надо заметить, что сам мобильный гигант свою программу BYOT приостанавливал на год из за слабого интереса к ней со стороны сотрудников.

С другой стороны — когда ИТ-подразделение выбирает технику для компании и для сотрудников, мы руководствуемся (или стараемся) делать это на основании сравнения, тестов оборудования, переговоров с производителями. Пользователи же рискуют ошибиться и купить то, что блестит поярче, или то, что лучше прорекламировали, и разочароваться в своей покупке через некоторое время. В этом случае будет сложно менять оборудование и говорить о пользе и экономии средств за счет BYOT.

BYOT или неBYOT?

Несмотря на все заявления аналитиков о том, как много пользы от BYOT, по моему скромному мнению, данное решение будет лучше всего внедряться в компаниях малого и среднего бизнеса, у которых требования к безопасности и защищенно¬сти информации существенно ниже. Примеры же крупных компаний, использующих принципы BYOT, показывают, что, несмотря на псевдодемократичность к пользователям в выборе решения для своей работы, они все равно существенно ограничены ИТ-политиками и правилами организации.

Вообще вся эта история с продвижением BYOT сильно напоминает мне продвижение другой «свободы выбора» для офисных сотрудников. Я говорю об одной из крупнейших компаний по производству стиральных порошков, которая в 1980 х гг., борясь за увеличение продажи своего продукта на рынке, провела прекрасную манипуляцию сознанием, или, как это принято называть, сделала красивый маркетинговый ход. Обнаружив в ходе своих исследований, что те сотрудники, которые по пять дней в неделю носят деловые костюмы, не стирают их, а отдают в химчистку, фирма провела массированную кампанию по продвижению всем нам известных casual friday (свободный стиль одежды по пятницам). Основной целью кампании было информировать сотрудников и их руководителей, что люди, одетые в одежду, которую выбрали они сами, чувствуют себя увереннее и эффективнее работают. Кампания, конечно же, была подтверждена различными исследованиями и опросами. Как следствие, многие корпорации, введя casual friday и разрешив сотрудникам по пятницам «свободную форму одежды», помогли повысить продажи компании по производ¬ству стиральных порошков почти на 50%.

Ничего не напоминает? А если учесть, какой информационный PR принципов BYOT в последнее время ведут все крупные производители ИТ-продукции, сколько специального ПО выпускается для контроля BYOT, — то, как CIO, «меня терзают смутные сомнения». Может, это несколько увеличит эффективность работы сотрудников компаний, но у меня пока нет уверенности, что это будет целесообразно с экономической точки зрения в целом и не повысит риски с точки зрения информационной безопасности. Однако, учитывая естественное человеческое желание упростить себе жизнь, тренд BYOT нельзя оставлять без внимания. Я уверен, что этот тренд доставит всем CIO еще немало волнующих моментов.