• Максим Белоусов, Президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club: Экономить на ИТ или с помощью ИТ?
13.03.2012

Максим Белоусов, Президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club: Экономить на ИТ или с помощью ИТ?

Кризис 2008 года затронул все сферы бизнеса. Каждый предприниматель еще внимательнее стал относиться к тем затратам, которые несет в своей повседневной жизни его компания.

Сокращения затрат прокатились волной по всем направлениям: персонал (массовые сокращения людей), проектная деятельность (заморожены многие инвестиционные проекты и проекты развития бизнес-направлений), закупаемому сырью и товарам (иногда даже в ущерб качества производства и предпродажного сервиса) и т.д. Экономить стали на всем, включая туалетную бумагу, картриджи и даже канцелярию. И к сегодняшнему дню, несмотря на вроде как прошедший этап кризисного периода, отношения к затратам компании остается прежним.

Это же коснулось и затрат на информационные технологии (ИТ), а точнее поддержку ИТ-сервисов компании, к которым относятся различные информационные системы, поддержка пользователей, ИТ-инфраструктура и вроде бы такие понятные как Интернет, почта, принтеры и т.д. Иногда доходит до полного абсурда, когда руководитель компании просто берет бюджет и в графе «Итого» пишет: «сократить на 20%». Что именно и как его часто не интересует, главное сократить. И если у такого директора еще и не очень грамотный руководитель ИТ-службы, который просто в Excel-табличке уменьшит сумму, то в результате в конце месяца при подготовке квартального или иного отчета бухгалтерии в налоговую службу просто не хватит картриджей, чтобы его распечатать. И все это связанно с отсутствием четкого планирования финансового обеспечения ИТ-сервисов компании.

Так что же делать, когда с одной стороны нужно сокращать расходы, а с другой пытаться все же обеспечивать бизнес качественной ИТ-поддержкой? Мировые экономисты как прошлого столетия, так и наши современники уже давно сказали, что «для того чтобы что-то заработать, сначала необходимо потратить!». И в этом смысле лучшего инструмента чем информационные технологии не найти. Так как именно они позволяют сократить временные, человеческие ресурсы за счет автоматизации процессов. А значит необходимо не сокращать расходы на ИТ, а наоборот оперативно внедрять новые технологии в работу своей компании, чтобы уже в этом году получить результаты.

Ко мне часто обращаются руководители предприятий с вопросом «чтобы я посоветовал им внедрить нового из ИТ-решений». Я стараюсь сразу у них узнать «а что сейчас не так, в чем именно проблемы?» Ведь зачастую, гоняясь за «модными ИТ» директора не видят организационных проблем. А это первое с чего надо начать. Понять какой из бизнес-процессов не так эффективно работает как хотелось бы, а уж потом определить в чем бизнес нуждается в части автоматизации или использовании того или иного ИТ-сервиса. Не смотря на то, что уровень ИТ-зрелости в России растет, тем не менее в большинстве компаний, которые мне довелось консультировать ИТ не развито так, чтобы реально приносить пользу бизнесу! Отсюда и финансирование этого направления по остаточному принципу и бездумное урезание расходов (в погоне за сокращением затрат) на то, что как и электричество давно уже является де-факто движущей силой организаций. Да, пересматривать затраты необходимо, но не с позиции сокращения, а с позиции оптимизации. Развивая те направления автоматизации, которые наиболее эффективны с точки зрения бизнеса и минимизируя там, где зависимость от ИТ низкая.

А что же делать тем, у кого нет возможности внедрять новые ИТ-решения? Нужно прежде всего пересмотреть существующие. Создать так называемый Каталог ИТ-услуг. Посчитать TCO (совокупную стоимость владения) каждого сервиса и оценить адекватность вкладываемых денег и ресурсов в ИТ-сервис с тем, какой эффект (пусть даже косвенный экономический) приносит его использование. С одной стороны это покажется сложным и, к сожалению, многие мои коллеги (ИТ-директора) не обладают достаточным компетенциями, чтобы это сделать, но всегда можно обратиться к тем, кто этому научит и кто поможет. И для этого не обязательно нанимать дорогостоящую консалтинговую или ИТ-компанию. В Санкт-Петербургском клубе ИТ-директоров мы часто помогаем решить эти, на наш взгляд важные и основополагающие аспекты в управлении ИТ в компаниях. Перевод работы с ИТ-сервисами в конструктивное русло позволит более четко определять эффективность ИТ-составляющей в бизнесе.

Для маргиналов и консерваторов могу предложить третий вариант. Если вы все же считаете, что сокращение на Х% строчки «Итого» в бюджете на ИТ – это выход из кризиса вашей компании, то не старайтесь делать это «котловым методом». Проведите переговоры с поставщиками Интернет-услуг, услуг стационарной связи, обслуживающими Вас в части ИТ компаниям и предложите им, «пугая» возможным отказом от их услуг в рамкам некого тендера, пересмотреть свои тарифы и контрактные суммы. Это можно сделать один раз и эффект это даст временный и небольшой (до 20%).

Решайте сами - экономить на ИТ или с помощью ИТ. Помните, что когда-то один компьютер заменил десять бабушек-бухгалтеров, а сейчас, возможно, вложив на 20% больше именно в ИТ, вы получите 80% повышения эффективности компании. Практика западного бизнеса (а у них-то кризисов было больше, чем у нас) показывает, что именно ИТ позволили многим компаниям выжить в сложные времена. Тем не менее, хотелось бы вас предостеречь и от явно противоположного действия – «все автоматизировать и всех сотрудников сократить». Один из принципов компании IBM: «Машина должна считать, а человек думать». Поэтому сначала подумайте, к каким последствиям может привести огульное сокращение затрат, а уж потом выбирайте вариант решения данной задачи.