• Олег Гейдаров, ООО «ПромКонсалтСервис», генеральный директор: Carrier Increase Over: жизнь за ИТ
13.02.2012

Олег Гейдаров, ООО «ПромКонсалтСервис», генеральный директор: Carrier Increase Over: жизнь за ИТ

Странно пролетели годы. Не то чтобы стало меньше проблем — как раз наоборот, они претерпели метаморфозу, и возможные последствия гораздо жестче, но как-то отношение изменилось, что ли. Может, это и есть зрелость. Ведь не было раньше привычки искать в проблемах возможности, а может, просто все познается в сравнении: «возьми в дом козу выгони козу». Раз бывало и хуже, то победим и сейчас.

С чего же начать эту статью? Story (как быстро мы нахватались англицизмов!)… Ну, «стори» — так «стори». Непонятно, правда, как писать, ведь это не отдельный пример и не учебный материал. Придется вспоминать собственную жизнь, а она ой какая разная! Каждый прожитый год это не только медали и подвиги, это еще один чемодан грязного белья в том самом потаенном шкафу. Дело вообще-то житейское, у кого его нет, но как, же неприятно туда лезть, а если не лезть, то получится рыцарь в сияющих доспехах. И вздохнут за спиной: «и этот туда же». Не суди строго, читатель: слаб человек и хочет большего, чем заслужил.

Как все начиналось

Carrier Increase Over или, может, Carrier Is Over… Или кто-то придумает еще что-то в том же духе. Главное — что все, приехали, потолок. Снизу идут и подпирают молодые, а ты не можешь просто уйти дальше. Тебе некуда уйти. Ты перестал развиваться. Все это, конечно, очень красиво, но по правде ничего этого не было. Да и почему должно быть так? Зачем человеку, достигшему верха карьеры, ее бросать? Есть ведь семья и дети. Хочется, в конце концов, пожить, купить в кредит квартиру, машину, дачу. Сил и здоровья еще вагон. Нет, карьеру ИТ-директора бросают не по этому. А почему? Тут, наверное, можно перефразировать Льва Толстого: «Все счастливые ИТ-директора счастливы одинаково, каждый несчастен по-своему». Говорить могу только за себя.

Начиналось все гораздо раньше. Я счастливый человек. Один раз сев за компьютер, сразу понял: мое! Потом учеба по профилю и мечты о работе ну о-о-очень крутым сисадмином–программистом. Однако поступило предложение писать диссертацию, и пришлось искать работу, которая оставляла такую возможность. Зачем мне понадобилась диссертация? Престижно, полезно и — главное — это продленное студенческое время. Некое детство, когда не подходишь ни к чему серьезно: «вот напишу», «вот допишу»…

Однако было и другое, меня позвали! А если бы не позвали, то устроился бы, наверное, в компьютерную фирму, женился и так далее. Мой добрый и злой гений — научный руководитель, который не дал мне быстро отписаться, и я завяз не только в диссертации, но и во временной работе. Вот, пожалуй, первая мораль: что бы мы о себе ни мнили, воля других людей посредством разных ситуаций сильно влияет на нашу жизнь. Мы не только те, кем хотели стать: мы те, кем нас сделали обстоятельства. Люди, которых я встретил на некогда славном, но пришедшем в упадок заводе. Новые друзья, их необычные идеи. И возник вопрос: сисадмин, а что дальше?! И оказалось, что есть жизнь после сисадимнства.

И вот мы уже занимаемся внтурифирменной логистикой. Пиаримся перед собственниками, и не очень-то жалеем тех, кто попал под гусеницы наших «танков». Ничто так не безжалостно, как молодость, уверенная в своей правоте. На этом пути произошло, пожалуй, главное, что и определило мою дальнейшую карьерную судьбу. Я понял: мой мир может меняться, причем иногда в лучшую сторону. Была жизнь программиста, сисадмина. Случилась жизнь «после». Можно было бы остаться там. Да, можно, и это тоже была бы неплохая жизнь, но, как говорится, «колет шило…».

И вот вроде бы все хорошо, но опять чего-то не хватает. Справедливости ради отмечу, что этот этап моей жизни пролетел очень быстро, не заняв и года. Позже я встретил многих талантливых людей, которые долго и трудно шли в топ-менеджмент.  Вот он, вихрь обстоятельств! Были задачи, были мы, знающие как их решить, и не было на конце цепочки тех, кто мог бы наши рекомендации выполнить. Качественный скачек карьеры сам нас нашел. Нужно было просто справиться, впрягшись по полной и пролив цистерну не всегда очень виноватой крови. А вы бы не пролили? Как говорится, берите все и дайте результат.

Однако вернемся к сути. Поскольку пришли мы всей командой на чужое поле, да еще и под реализацию изменений, которые товарищами на местах саботировались, то правление мое началось с войны, которую надо было выигрывать. При всей его трудности, это был «золотой век» ИТ-директорства. Осваивались новое качество должности, новые горизонты. Везде кипели новые проекты, а через пару лет появился питерский клуб ИТ-директоров. Размах и масштаб в работе. Новые горизонты в CIO-клубе, где ты впервые видишь людей, у которых такие же проблемы, как у тебя. Жизнь била ключом, и все происходящее могло только радовать. Дальше — больше. Все начатое следовало «переварить» и довести до некоего логического завершения. Оглядываясь на этот этап, понимаю, что он очень многое дал и, наверное, дальше изменял мировоззрение. Однако, когда приходит время пожинать плоды, снова появляется эта червоточинка. Я не один был такой, вся наша команда. Отдаляются собственники. Освоившись, понимаешь, что другие «топы» — скорее объективные враги, чем хотя бы нормальные партнеры. Забегая вперед, скажу, что прагматичный взгляд на эти ситуации и методы действия я выработал гораздо позднее. Путь, пройденный тобой, большой, а организация, в которой работаешь, в целом не двигается в том же темпе, да и не должна она это делать. Нет, я ни коим образом тогда не думал о смене профессии «в лоб». Хотя кое-какие задумки по поводу дальнейшего развития уже были. Но мировоззрение и планы строго укладывались тогда в ИТ-канву. Окончательно меня добил проект, который проталкивался финансовым директором. Проект, по моему мнению, бесполезный, двигаемый из желания «поучаствовать», с не очень чистоплотными интригами, но собственник стал уставать от реорганизации и банально «купился» на идею все быстро переделать. Жизнь, конечно же, показала мою правоту. Они там еще два года переделывали то, что оставалось лишь слегка доделать. Переделывали за большие деньги, ну а я в тот момент решил, что карьера начинает идти по нисходящей, и пора менять работодателя. Сказано — сделано. Конечно, несколько впопыхах. Тогда я и не подозревал, что опять выбрал судьбу.

На перроне

Что делает вас несчастным на работе? Да сама работа и делает. А раньше? Раньше все было иначе. А что было иначе? Раньше я делал ее и преуспевал, а сейчас я понимаю, что от меня ничего не зависит…

Итак, как я уже сказал, у всех нас было много жизней «до»: до вуза, до первой работы, до первой женщины или первого мужчины (нужное подчеркнуть). Чем же перрон CIO так уникален и уникален ли вообще? Опять забегая вперед, скажу, что суета «топов» — дело обычное, и CIO здесь не уникальны.

Во-первых, всегда была профессия и барьеры, которые сначала незаметны, а потом отодвигаются дальнейшим карьерным ростом. Но всякий «топ» уже достиг потолка, и дальнейшее прямолинейное движение невозможно. Это тупик, в который упирается дорога твоей профессии. Впереди только профессиональная переподготовка. На этом пути мне встретился собственник, которому я, наверное, нанес обиду. Это был по-своему щедрый человек, не лишенный, как и все мы, своих недостатков. Он хорошо принял меня в своем бизнесе, но, не осознавая этого, вывернул картину мира на изнанку, заставив взглянуть на фирму его глазами. Как-то плавно я стал заниматься не только и не столько ИТ, и увидел, что:

• Финансовый считает бабки и грустит о том, что он всего лишь «главный калькулятор». Его мечты стать главнокомандующим на самом деле сводятся к переходу от контроля бюджета, к влиянию на формирование всех а не части, его статей.. То есть, он по-прежнему в плену своей профессии.
• Коммерческий — «деловая колбаса», чья жизнь сосредоточена на добывании средств (машина, дом, жена, любовница). Вырос в «топы» — не беда, надо в фирму побольше, или украсть получше, или свое замутить, но, конечно, не на свои деньги и так, чтобы ответственность на других лежала. Большой, кстати умница, лихо умеющий закосить под продавца с рынка.
• Персональщику так промыла мозги профессия, что он о своем «после HR» рассуждает заученными формулировками учебников по управлению персоналом. Но мы-то знаем, для кого и зачем эти учебники пишутся!
• А вот что это такое интересное? О «закупчий» счастливчик, у него «золотой век» профессии, ему еще далеко до всех этих метаний! В итоге беднягу приговорили изменения, связанные с ростом компании. Обособились бизнес-дивизионы, и его должность растащили.

Технически одного этого было достаточно, чтобы переосмыслить себя и понять: уходить придется. Все счастливые «топы» счастливы одинаково, но каждый через свое. Все переставшие таковыми быть несчастливы по-своему, но суетиться придется приблизительно одинаково.

Впереди даже не смена профессии, впереди смена образа мышления и, конечно, образа жизни. Вспоминая этот период, должен сказать, что «ломка» достаточно болезненная, и каждому стоит десять раз подумать. Успех будет означать приход в мир, где само понятие успеха несколько иное, и то, ради чего вам всего этого хочется, может уже стать малозначимым. На мой вопрос, почему ты ездишь на не очень новом «лохматом дизеле», один евро-миллионер ответил: «Он работает. Если я захочу крутой езды, то куплю себе на ралли день. Эта машина для езды, а не для самоутверждения». А вы говорите — процессы, директор по развитию бизнеса…

После CIO

Там, за дверями CIO, меня ждало первое большое разочарование. Помните того Финансового директора, мечтавшего решать, что контролировать? У CIO есть такая же иллюзия, и называется она «Директор по развитию бизнеса». Работа, которую CIO часто вынужден выполнять в дополнение к просто ИТ, убеждает его в необходимости такого незаменимого человека, который стоит рядом с генеральным директором и подсказывает ему, как правильно делать… Открою большой секрет: этот человек и называется генеральный директор, а все остальные ему нужны для решения частных задач, одной из которых может быть и крупный ИТ-проект, и бизнес-инжиниринг. И этот умница ИТ-директор ему, генеральному, нужен именно на своем посту со своими полномочиями. Иначе это конкурент, который метит на его генеральское место. Отсюда мораль: если зовут «старшие товарищи» генералом на бизнес — пробуйтесь, иначе все эти истории о «построим вместе» болтовня. Не бывает двух голов у компании, и рано или поздно это становится проблемой для всех.

На самом деле пути-дороги после CIO могут быть настолько различны, что нельзя написать методичку. У каждого своя история.

Могу похвалить себя за то, что «внеайтишные» связи, которые я создавал целенаправленно в течение нескольких предшествующих лет, отчасти спасли меня от вышеописанной траты времени. Пока я вел проект на «Тойоте», это тоже был ценнейший опыт — и продаж, и работы в ориентированной на успех команде. У группы единомышленников созрела идея запуска бизнеса, и я был среди них. Говоря по совести, все шло параллельно, и те самые пресловутые обстоятельства не мешали мне сидеть на двух стульях. «Тойота» давала уверенность и возможность лезть в бизнес-проект, а к моменту завершения «Тойоты» уже кое-что заработало, и окончательное прощание с ИТ не выглядело страшилкой.

В принципе, это оказался некий повтор того, что было при вступлении в должность ИТ-директора. Еще раз сработало правило «проблемы разные — суета приблизительно одинаковая». Снова пришлось с ходу вникать, но в новые правила, в новые задачи. Впрочем, было и принципиальное отличие. Когда вкладываешь сбережения и становишься совладельцем, видение бизнеса и твои цели в нем другие. А этому пришлось учиться, причем на ходу. Многое успело за это время произойти. И кризис с полным падением рынка, и проблема нескольких капитанов на одном мостике, и новые проекты, о которых еще не пришло время говорить…


Выводы

И что же в сухом остатке? Как подвести итог? Выводы мои кому-то покажутся странными, но уж какие есть:
• Срывать банк можно только наскоком, при «марафоне» бонус предсказуем, а честность окупается.
• Сначала идеи, потом отношения; деньги, хоть и важны, но только на трнтьем месте.
• CIO — это лишь этап жизни, у каждого он своей продолжительности. В конце концов, рано или поздно все станем пенсионерами.
• У каждого CIO жизнь после CIO своя, но список весьма ограничен. Какие возможны варианты — не скажу, вдруг кто-то по незнанию найдет новый…