Авторы:
Игорь Мялковский, член правления SPb CIO Club, председатель конференции Secure IT World по ИБ СЗФО
Андрей Билый, доцент кафедры военной психофизиологии ВМА им. С.М. Кирова
Новый инструмент мотивации
Руководители обычно оценивают деятельность организаций, опираясь на «жесткие» финансовые показатели – прибыль, возврат инвестиций, оборот, движение денежных потоков. Проактивные лидеры нередко пользуются «мягкими» оперативными показателями, отражающими известность бренда, лояльность потребителей и мотивацию сотрудников.
В 1998 г. компания Gallup провела интервью более чем с 1 млн работников. Двенадцать групп оценки позволяли определить связь между текучестью кадров, лояльностью потребителей, производительностью бизнес-единиц и прибыльностью компании. Под бизнес-единицей подразумевалась элементарная структура активных ресурсов (людей и средств автоматизации), которую позднее в международных стандартах сервиса (Service Desk) стали называть «конфигурационной единицей» (Configuration Item – CI). Результаты исследования показали: то, как сотрудники воспринимают свою организацию и себя в ней, непосредственно влияет на ее прибыль и стабильность на рынке.
Другие исследования подтверждают эти выводы. Например, с 2011 г. активно развивается запатентованная в России Экспертная система комплексного анализа личности – ЭСКАЛ. Внедрение ЭСКАЛ в ряде компаний обеспечило уменьшение дней трудопотерь почти в три раза (наблюдения проводились 6 лет – до и после внедрения системы). Очевидно, что сотрудники осознали возможности самореализации и свою ценность для компаний, а внедрение системы менеджмента качества обеспечило рост вовлеченности и мотивации персонала.
Цикл Деминга
Рассмотрим для примера типичные бизнес-процессы ИТ-компании, занимающейся сборкой серверов из комплектующих. В Visio, BPWin, Aris принято изображать бизнес-процессы в виде простых нотаций – последовательностей прямоугольников, рядом с которыми указываются время исполнения элементарных действий и должностные роли их исполнителей. В более сложных нотациях приводятся вероятностно-временные характеристики каждого действия/группы действий.
Нам нужно оценить в таких процессах мотивацию людей, их вовлеченность в интересы производства. Воспользуемся для этого моделью Деминга (Plan, Do, Check, Act – PDCA), учитывающей, в отличие от большинства моделей бизнес-процессов, человеческий фактор (см. рисунок):
Схема создания и вывода продукта на рынок по Демингу
В соответствии с циклом Деминга «очеловеченный» бизнес-процесс создания нового сервера может выглядеть так:
После появления нового продукта (линейки серверов) на рынке цикл переходит на следующий уровень:
Каждый из этапов цикла предъявляет свои требования к персоналу, обуславливает подбор определенных свойств/талантов его участников. Это позволяет выдвигать требования к сотрудникам с учетом вида их деятельности в производственном цикле компании. Данный подход может быть трансформирован и на другие модели бизнеса – скажем, на сферу услуг, консалтинг.
Практическое применение цикла Деминга
В общем виде требования к персоналу на этапах цикла Деминга таковы:
Команда, подобранная в соответствии с этой моделью для конкретного производства, будет работать наиболее эффективно. Остается понять, с помощью какого метода/инструмента осуществлять подбор сотрудников, не напрягая людей массой психологических тестов или даже «полиграфами», как управлять вертикальной и горизонтальной ротацией кадров на основе систематического всестороннего изучения их возможностей, талантов, предпочтений, склонности к определенным видам деятельности.
Для эффективного производства (в нашем случае – сборки серверов) необходимы следующие условия:
При этом с помощью ЭСКАЛ можно оперативно и без психологического напряжения для сотрудников определять соответствие их характеров и склонностей функциональным требованиям. Сотрудникам можно и нужно находить такие рабочие места, на которых их способности будут максимально соответствовать этапам цикла Деминга конкретных бизнес-процессов. Соответствие можно определять по каждому из пунктов Деминга, облегчая службе управления персоналом формирование кадрового резерва.
Противодействие инсайдингу
Меры противодействия инсайдингу можно разбить на группы (стратегические, оперативные и индивидуальные), поставив в соответствие каждой свой инструмент (табл. 1).
Таблица 1. Меры противодействия инсайдингу
Система ЭСКАЛ позволяет оценивать риски инсайда без психологического напряжения. Обследование проводится не более часа, присутствие психолога не требуется. При сравнении особенностей Полиграфа и ЭСКАЛ (табл. 2) становится очевидно, что одни задачи эффективнее выполняются с помощью Полиграфа, а другие – с помощью ЭСКАЛ.
Таблица 2. Сравнение Полиграфа и ЭСКАЛ
Создавая комфортную среду, в которой способности сотрудников максимально соответствуют требованиям бизнес-процессов, можно сочетать профилактику инсайда с увеличением уровня вовлеченности персонала. Развитие мер борьбы с угрозами безопасности – диалектический процесс. И цивилизованное общество заинтересовано в том, чтобы в этой борьбе преобладали меры оперативного противодействия, эффективность торжествовала над безуспешностью, доступность и практичность – над возрастающей сложностью и возможностью нанести ущерб, гуманное отношение к людям – над наказанием.
Рейтинг ИТ-директоров 2013 по мнению Комерсантъ.ru
Поздравление c Днем Рождения Кирилла Соловейчика, учредителя Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров "SPb CIO Club"
Приглашение в крупный промышленный, научный и университетский центр французских Альп — Гренобль
CIO Prom day: Импортозамещение ИТ в отрасли промышленности
«PR в IT»
Финал Всероссийского конкурса «Проектный руководитель» пройдет в Санкт-Петербурге