• Илья Горбунов, начальник Управления-Службы информационных технологий, СПбГУ: «Школа будущего: система медиатрансляций в СПбГУ»
11.05.2011

Илья Горбунов, начальник Управления-Службы информационных технологий, СПбГУ: «Школа будущего: система медиатрансляций в СПбГУ»

11 Мая 2011 года

Илья Горбунов, начальник Управления-Службы информационных технологий, СПбГУ: «Школа будущего: система медиатрансляций в СПбГУ»

Развитие человеческого капитала, как одна из задач современного общества, требует создания конкурентоспособной и гибкой системы образования в университете. Для обеспечения общества действительно востребованными и квалифицированными специалистами наш университет должен иметь возможность гибко управлять образовательным процессом, а чтобы достойно конкурировать с ведущими вузами мира — неизменно повышать качество образования, применяя новые эффективные формы и подходы к учебному процессу.

Одной из необходимых составляющих ИТ-инфраструктуры современного учебного заведения является система для проведения медиатрансляций, созданная в СПбГУ на базе решений Polycom. Эта система применяется нами для проведения, обсуждения и публикации результатов научной деятельности, в образовательном процессе, а также в административно-управленческой деятельности. Остановимся на этом подробнее.

Зачем вузу медиатрансляции?

Наличие системы для проведения медиатрансляций крайне важно для университета, так как она помогает донести научные достижения преподавателей, студентов и аспирантов СПбГУ до коллег в других учебных заведениях как в России, так и за рубежом, упрощает процесс обмена мнениями, позволяет создавать рабочие группы и проводить совместные исследования, что повышает рейтинг университета в мировом научном сообществе.

Во-первых, ориентация на мировые стандарты обучения и преподавания предполагает наличие электронной образовательной среды и каналов учебной коммуникации, формирование которых во многом зависит от качества тех средств, которые университет предоставляет студентам и преподавателям для создания их персонального учебного и научного пространства, а именно — от наличия системы дистанционного обучения и возможностей обмена данными при групповой работе, обеспеченных современными каналами связи с высокой пропускной способностью.

Во-вторых, СПбГУ стремится укрепить свое положение в международном образовательном процессе, решая проблемы интеграции и повышения своей привлекательности для экспорта образовательных услуг. Система для проведения медиатрансляций, конечно, не окажет прямого влияния на решение этих проблем, однако она является средством для более интенсивного развития, предоставляя профессорско-преподавательскому составу университета инструменты для презентации и популяризации результатов научных исследований, облегчая предоставление образовательных возможностей гражданам других стран (обмены, стажировки и пр.) и проведение международных конференций.

В-третьих, одним из ключевых параметров, влияющих на международный имидж вуза, является степень его вовлеченности в международное образовательное и научно-исследовательское взаимодействие. Система для проведения медиатрансляций позволит университету поддерживать репутацию международного образовательного центра путем включения в систему обмена ресурсами аудиовизуальных материалов, в том числе записей защит дипломов и диссертаций, учебных курсов, разработанных преподавателями университета (записи лекций, презентации и пр.).

И, в-четвертых, вовлеченность сотрудников и учащихся в международный образовательный процесс (участие и организация международных конференций, научных исследовательских проектов, активный межвузовский ресурсный обмен и пр.) является одним из главных показателей международной активности вуза. Система для проведения медиатрансляций предоставляет необходимые средства для максимально широкого информирования международного научного сообщества о результатах работы сотрудников университета и их качественной презентации.

Оптимизация расходов на административно-управленческую деятельность — еще одна важная задача системы для проведения медиатрансляций в СПбГУ. Ее внедрение позволило нам:
  • вести международные переговоры и проводить консультации посредством видеосвязи в режиме реального времени;
  • организовать «мобильные» (и оперативные) сеансы видеосвязи с различными зданиями и удаленными факультетами университета, что особенно актуально для территориально разобщенных объектов СПбГУ;
  • снизить командировочные расходы и более рационально использовать трудовые ресурсы;
  • уменьшить трудоемкость процесса принятия решений;
  • снизить косвенные расходы, связанные со стоимостью рабочего времени ученого/преподавателя, которое он вынужден затрачивать на командировки и разного рода протокольные мероприятия.

Принципы построения и выбор технологии

При проектировании системы для проведения медиатрансляций СПбГУ мы использовали подход к построению единого ИТ-комплекса, заключающийся в консолидации уже существующих информационных сервисов с использованием единой концепции сетевого взаимодействия и управления доступом к ресурсам, а также развитие ИТ-комплекса в направлении сервис-ориентированной архитектуры. Такой подход не только обеспечивает интеграцию данных, но и позволяет унифицировать доступ к сервисам и приложениям.

Для организации системы медиатрансляций необходимо соблюдение двух важных условий, которые были обеспечены СПбГУ:
  • наличие оборудования для проведения видеоконференций;
  • доступ к надежным каналам связи.
Систему для проведения медиатрансляций в СПбГУ мы создали на базе решений компании Polycom, открывающих возможности использования технологий телеприсутствия и видеосвязи высокой четкости не только в конференц-залах, обеспечивая реалистичный эффект погружения, но и в небольших помещениях, учебных аудиториях, на мониторах настольных компьютеров и дисплеях мобильных устройств.

Исходя из практики, именно аудио- и видеоприложения часто являются основными при взаимодействии удаленных пользователей. Качество передачи аудио и видео в значительной степени определяет возможности системы для проведения медиатрансляций. Критерии качества достаточно высоки, так как пользователи ориентируются на качество подвижного изображения, обеспечиваемого традиционными телевизионными системами, а качество звука должно быть не хуже, чем при использовании обычной телефонии. Как правило, эти требования вступают в противоречие со стоимостью используемого канала связи. Например, снижение разборчивости речи в системах IP-телефонии из-за кратковременного пропадания звука в полной мере проявляется и при использовании видеоконференцсвязи через Интернет. Особенно заметно снижение качества звука при одновременном использовании каких-либо приложений (например, совместное использование прикладной программы или активная работа на виртуальной аудиторной доске и т.п.), а также при организации многосторонних конференций.

Современные средства проведения видеоконференций рассчитаны на одновременную работу нескольких пользователей по нескольким приложениям или на возможность многостороннего использования всех основных приложений.

Создание системы

Оборудование инфраструктуры мы установили в центре управления сетью, оно является ядром сети видеоконференцсвязи СПбГУ. При наличии достаточной полосы пропускания к каждой, географически разделенной группе абонентов (к каждому подразделению, филиалу), сервер многоточечной связи (MCU) установлен в центре. При ограниченной полосе пропускания для экономии каналов связи и увеличения количества одновременных участников конференций предполагается в будущем  использовать каскадирование MCU — один в центре и по одному в филиалах/регионах

Говоря о сложностях, которые возникали в процессе создания системы медиатрансляций, необходимо отметить, что СПбГУ является крупной организацией, имеющей множество территориально разобщенных зданий. Факультеты и административно-управленческие структуры университета существенно различаются по уровню и подходам к созданию и эксплуатации компонент ИТ-структуры. Мы начинали работать в условиях отсутствия единых, с точки зрения нужд обеспечения учебного и управленческого процесса, стандартов информационных технологий, отсутствия единых требований по информационной безопасности и других критериев подходов по организации и эксплуатации ИТ-структуры.
   
При решении задачи построения общеуниверситетской системы медиатрансляций, необходимо было создать предпосылки к целенаправленному развитию уже существующих компонент ИТ-структуры на тех факультетах, где они успешно функционируют, а также для их внедрения и эффективной эксплуатации там, где автоматизация еще не проводилась. Идеологической основой этого развития должно быть создание единого информационного пространства университета с оптимальным распределением задач управления и автоматизации между уровнем факультетов и уровнем ядра системы — ректората.

Все сказанное выше на практике означало, что аудитории, в которых размещаются компоненты системы медиатрансляций, изначально различались уровнем подготовленности к установке оборудования системы. Причем, каждая такая аудитория требовала индивидуального подхода. Решались проблемы не только безопасности, но и подключения оборудования к электроэнергии, к сети, интеграции с существующим оборудованием (мультимедийными проекторами, звуковой аппаратурой), освещения (как избыточного дневного, требующего штор и жалюзи, так и недостаточного искусственного), шумоизоляции.

Отдельная задача — центральные сервисы развернутого решения, позволяющие проводить многоточечные конференции, вести интернет-вещание и запись потоков. Для ее решения была сформирована группа специалистов университета, которая при поддержке компании-интегратора успешно решила все проблемы как по установке оборудования системы на местах, так и по настройке центрального оборудования. На сегодняшний день все оборудование работоспособно, группа продолжает заниматься вопросами дальнейшей интеграции, а также вопросами внедрения системы медиатрансляций в учебный и научный процессы.

В заключение добавлю, что медиатрансляции, конечно, не заменят собой традиционные методы взаимодействия участников образовательного процесса, однако позволяют по-новому подойти к решению определенного круга вузовских задач.